Принцип равной заинтересованности в качестве общего образования государства и семьи, положенный в основу многих правительственных документов, предусматривает: а) бюджетное финансирование деятельности школ в пределах государственных образовательных стандартов; б) внебюджетное финансирование дополнительного обучения. Однако эти каналы обеспечения школы обладают пока неудовлетворительными характеристиками и не содействуют изменению сложившегося отношения. Более того, продолжает расти отторжение от школы квалифицированных учителей, родителей, учащихся. Уже было отмечено в работе, что увеличение в достаточном количестве бюджетных средств ждать не имеет смысла, следовательно, школам необходимо привлекать средства населения за счёт оказания дополнительных услуг.
Согласно ст. 47 Закона «Об образовании», образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
· реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
· торговля покупными товарами, оборудованием;
· оказание посреднических услуг;
· долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
· приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
· ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Последний пункт данного списка позволяет образовательным учреждениям заниматься практически любым видом хозяйственной деятельности, не запрещенным законодательством.
Понятие предпринимательской деятельности, данное в Законе «Об образовании», не полностью соответствует определению, установленному ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 45 Закона, получение дохода от оказания платных образовательных услуг за вычетом доли учредителя (собственника) при реинвестировании этого дохода в данное образовательное учреждение не относится к предпринимательской деятельности. Согласно же ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Для примера, позволяющего проследить возможности внереализационных доходов рассмотрим состояние дел в двух школах (условно №1 и №2) Колпинском района с примерными условиями и количеством учеников. Ниже в таблице приведены данные на 2002 год по обеим школам. А также данные по финансированию за 2000 и 2001 года.
Таблица 10. Основные характеристики школ №1 и №2
Школа №1
Школа №2
Количество учеников
783
770
Преподаватели
30
29
Наличие спортивного зала
Да
Недофинансирование
48%
49%
Компьютерный класс
Да (15 шт.)
Да (20 шт.)
Компьютеры
Пентиум 2
Средний ФОТ
1800 руб.
1760 руб.
Необходимость ремонта
Да, 45%
Да, 49%
Учебники
59% от необходимого
63% от необходимого
Подключение к интернету
Таблица 11. Структура бюджетного финансирования общеобразовательной школы №1 (из бюджетов различного уровня)
В процентах к итогу
Статьи финансирования
2005 год
2006 год
Изменение %
Всего
100,0
Х
В том числе оплата труда
57,6
51,1
88,7
Социальные отчисления на оплату труда
18,1
17,4
96,1
Коммунальные платежи
8,4
14,4
171,4
7,6
9,8
128,9
Более наглядно данные таблицы 11 выглядят на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Структура бюджетного финансирования общеобразовательной школы №
Таблица 12. Структура бюджетного финансирования общеобразовательной школы №2 (из бюджетов различного уровня)
2000 год
2001 год
59,6
53,1
89,09
16,1
19,4
120,5
9,4
12,4
131,91
10,8
142,11
Диаграмма 2. Структура бюджетного финансирования общеобразовательной школы №2
На 71% (14,4/8,4 №1) и на 32% (12,4/9,4 №2) соответственно выросли доли расходов на оплату коммунальных платежей. Вместе с тем за 2000–2001 гг. общая численность учителей общеобразовательных школ оставалась стабильной, и не сократилась, при одновременном уменьшении доли финансируемых средств на оплату труда на 11%(51,1/57,6 №1) и на 10,9% (53,1/59,6 №2).
Дифференциация средней заработной платы работников школьного и начального профессионального образования на декабрь 2001 г. характеризуется следующими данными (см. табл. 13):
Профессии и должности работников
Среднемесячная заработная плата, руб. шк. №1
Среднемесячная заработная плата, руб. шк. №2
Преподаватели, учителя,
1521
1493
Из них
Математики
1705
1598
Русского языка и литературы
1503
1496
Истории
1421
1418
Иностранного языка
1341
1305
1–3 (4) классов
1302
1297
Инструкторы по труду
1169
1208
Мастера производственного обучения
947
907
Проанализировав данные представленных выше таблиц, можно сделать вывод о том, что школы находятся примерно в одном положении, так как основные показатели у них практически совпадают.
Рассмотрим теперь особенности прав и обязанностей обоих образовательных учреждений в вопросах осуществления их основной деятельности. В компетенцию образовательных учреждений, детально описанную в п. 2 ст. 32 Закона «Об образовании», включается:
· материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, что осуществляется в пределах собственных финансовых средств учреждений;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15