В Латвии базовая ставка НДС (латыш. Pievienotās vērtības nodoklis, сокращённо - PVN) на протяжении многих лет составляла 18%. Для некоторых товаров и услуг была установлена сниженная ставка НДС в размере 5%, некоторые от НДС освобождены (применяется ставка 0%)[12].
С 1 января 2009 года базовая ставка увеличена с 18% до 21%, сниженная ставка НДС увеличена с 5% до 10%, значительно сокращен список товаров, к которым применяется сниженная ставка НДС [5].
1.2 История становления НДС в современной России
В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100.
В момент введения ставка НДС составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года и по сегодня составляет 18 %.
Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров - ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога.
Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России в 2000г. составил 353,4 млрд.руб.; в 2001г. – 477,5млрд.руб.; в 2002г. – 531,9млрд.руб.; в 2004г. – 749,0 млрд. руб.;в 2005г. – 1025,7 млрд.руб.; в 2006г. – 1534,5 млрд.руб.; в 2007г. - 2071,8 млрд.руб.; в 2008г. – 2346,8 млрд.руб.; в 2009г. – 3019,4 млрд. руб. Доля доходов от НДС, выраженная в процентах к ВВП, в РФ в 2000г. - 5,2%, в 2001г. - 7%. За период с 2008 по 2009гг. Сумма поступлений по НДС выросла на 129,6%.[12]
Таблица 1 - Поступления НДС в бюджетную систему РФ
Налоги и сборы
2008г.
2009г.
1
2
3
Всего
3 859,4
2 907,4
В том числе:
Налог на прибыль организаций
1 315, 5
634,2
Налог на добавленную стоимость
440,4
570,6
Акцизы
151,6
154,9
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
862,2
417,9
Остальные федеральные налоги и сборы
750,3
756,2
«Выдающийся» рост НДС связан исключительно с изменениями порядка уплаты налога, «занизившими» поступления НДС в январе - июне 2008г., что, кстати, оттеняется двумя обстоятельствами:
1) поступление внутреннего НДС в первой половине 2009г. меньше, чем за первые полгода 2007г.;
2) поступление НДС 7 мес. 2009г. составляет 80% от платежей соответствующего периода прошлого года.
Таблица 2 - Динамика поступлений НДС в бюджет РФ, %
Годы
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Доля НДС, в млрд, руб.
226,2
353,4
477,5
531,9
619,0
749,0
1025,7
1534,5
2071,8
2346,8
3019,4
Рис. 1
Для сравнения: среднее значение этого показателя в европейских странах - членах ОЭСР в 1992г. составило 7,4%; минимальное значение - 6,5% - в Германии; максимальное значение - 10,2% - в Греции.
На Госсовете 08.02.2009г. В.Путин озвучил мысль о введении, снижении ставки с 18% до 10%. По его словам, снижать налог в 2009г. Надо потому, что в 2011-м это сделать будет невозможно: прогнозируемое исчезновение профицита бюджета уже не позволит политическому руководству страны решиться на снижение нагрузки[16].
В последнее время (2005-2009) высказывается ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок, впрочем в ближайшее время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт НДС формируется около четверти федерального бюджета России.
В Израиле введён с 1 июля 1976 в соответствии с рекомендациями правительственной комиссии, известной как «комиссия Ашера». Величина ставки НДС является единой для всех видов товаров и добавляется к стоимости товаров во время покупки. Ставки НДС регулируются Налоговой инспекцией Израиля, находящейся в подчинении Министерства финансов.
За историю Израиля ставка НДС изменялась несколько раз:
Начальная ставка, введённая 1 июля 1976, - 8%, на 01.07.2009г. – 16,5%.[33]
Особенностью НДС, отличающей его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС.
В начале 90-х годов в России начались рыночные преобразования.
Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За шесть лет своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации.
В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов.
Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая особенность заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.
За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность выбранной темы.
Как известно, НДС является одним из самых значимых налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями. Вопросы его исчисления и уплаты привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати. Заинтересованность в разрешении данного вопроса и послужила основной причиной выбора темы моего курсового исследования.
1.3 Изменение в законодательстве, регулирующем НДС
1. Законодательные акты:
- Налоговый кодекс РФ;
- Таможенный кодекс РФ;
- Федеральные законы:
а) Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ;
б) Федеральные законы, регулирующие отдельные специфические отношения;
- Международные договоры.
2. Подзаконные акты:
- Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в предусмотренных законодательством о НДС случаях.
3. Судебные акты:
- Судебные акты Конституционного суда РФ;
- Судебные акты ВАС РФ;
- Судебные акты ВС РФ.
4. Акты разъяснительного характера:
- Разъяснения, письма Минфина РФ и ФНС РФ.
Вступившая в силу с 1 января 2001 года Вторая часть Налогового кодекса внесла целый ряд изменений в порядок исчисления и уплаты НДС. Рассмотрим наиболее существенные:
Федеральным законом от 28 декабря 2001 года №179-ФЗ внесены изменения и дополнения в ст. 149 и 164 НК РФ, касающиеся введения НДС по ставке 10% в отношении лекарственных средств (включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления), изделий медицинского назначения, а также периодических печатных изданий (за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера).
Письмом МНС РФ от 27 декабря 2000 г. №БГ-3-03/461 разъясняется, что возмещение сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Решения о возмещении сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) экспортерам в объеме до 5 млн. рублей в течение месяца, а также налогоплательщикам, являющимся традиционными экспортерами, независимо от величины возмещения, принимаются налоговыми органами по месту постановки на учет экспортеров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15