Рефераты. Кредитование корпоративных клиентов: проблемы и перспективы

*Источник: [29]


Данные, приведенные в таблице 2.2 показывают, что наибольший объем просроченной задолженности на протяжении анализируемого периода среди экспортно-ориентированных отраслей наблюдается в нефтяной промышленности, причем с каждым годом наблюдается ее увеличение. В 2005 году наблюдается рост объемов просроченной задолженности на 12%, который продолжился и в 2006 году – на 13%. В 2007 год нефтяная промышленность улучшила ситуацию, и снизила просроченную задолженность на 11,4%. Однако резкое ее увеличение наблюдается в 2008 году – почти на 20,1%. На втором месте в структуре просроченной задолженности – металлургия. Причем ее объемы с каждым годом растут. Так, ее рост в 2005 году составил 52,6%; в 2006 году – 13,7%. 2007 год так же как и отрасли нефтяной промышленности, металлургии принес спад объемов просроченной задолженности примерно на 37,9%. Замыкает круг лидеров по объемам просроченной задолженности газовая промышленность. В 2004 году она составила – 15 млрд. руб. В 2005 году - возросла на 14,5%, к 2006 году – на 14%. В 2007 газовая промышленность рассчиталась по своим долгам и снизила этот показатель на 9,4%, и сохранила этот уровень в 2008 году (см. табл. 2.2) .

Рост объемов просроченной задолженности экспортно-ориентированных отраслей за анализируемый период во многом определен конъюнктурой рынка, объемами продаж, политикой властей в отношении внешнеторговой деятельности.

Так, например, на спад объемов просроченной задолженности в 2007 году по всем трем анализируемым отраслям повлияла активная политика федеральных органов власти на заключение международных договоров с Японией и Европой на поставку газа, нефти и изделий из металлов.

Многие компании получили возможность реализовать свою продукцию на новом, не занятом рынке, это поспособствовало увеличению скорости оборота оборотных средств и более быстрому получению прибыли. За счет увеличения чистой прибыли, компании погасили свои накопившейся долги [13, с. 25].

Таким образом, можно сказать, что экспортно – ориентированные отрасли российской экономики, ровно так же как и отрасли, ориентированные на внутренний рынок с каждым годом все активнее кредитуются банковским сектором, используя в большей степени заемные средства на обновление производственных фондов, финансирования проектов и т.п.

Структура кредитного портфеля отраслей, ориентированных на внутренний рынок представлена на рисунке 2.7.


Рис. 2.7. Структура кредитного портфеля отраслей, ориентированных на внутренний рынок в среднем за анализируемый период, %*

*Источник: [13]

Как показывает рис. 2.7, наибольший удельный вес в среднем за анализируемый период в структуре кредитного портфеля отраслей, ориентированных на внутренний рынок занимает электроэнергетика, легкая и пищевая промышленность.

Эти отрасли, наиболее кредитуемые в нашей стране. Это объясняется большой степенью износа основных средств и оборудования, при одновременном подъеме в объемах получаемой прибыли и перевооружении, и в целом положительных тенденциях развития данных отраслей. В отличие от мировой практики российская банковская система в основном кредитует отрасли, ориентированные на внутренний рынок под модернизацию производства (долгосрочные кредиты на обновление основных фондов), и на пополнение оборотных средств [13, с. 25]. Объемы, предоставленные этим отраслям экономики представлены в таблице 2.3. Как показывают данные, приведенные в таблице 2.3, наиболее кредитуемой отраслью является электроэнергетика. Причем с каждым годом объем предоставленных кредитов в эту отрасль увеличивается. Так в 2005 году рост составил 5%; в 2006 году – 2,1%; который увеличился в 2007 – 6,05%; , а в 2008 году – рост составил 5%.


Таблица. 2.3

Объемы кредитования отраслей, ориентированных на внутренний рынок*

 

Объемы предоставленных кредитов, млрд. руб.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Электроэнергетика

80,2

84,2

85,9

91,1

95,6

Легкая промышленность

65,3

72,0

76,1

80,6

88,1

Пищевая промышленность

54,1

59,2

59,9

64,3

75,2

*Рассчитано автором по данным ЦБРФ


Фактически для энергетиков складывается благоприятная ситуация для получения кредитных ресурсов. Исходя из ситуации на рынке и в отрасли, можно отметить, что возможности для привлечения финансирования энергокомпаниями существуют [13, с. 25].

Легкая промышленность – занимает второе место в структуре кредитования отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Объем, предоставленный им российскими банками в 2004 году – составил 65,3 млрд. руб. В последующие годы он стабильно увеличивался. Так, году объемы кредитования увеличились в среднем за период увеличились на 20% (табл. 2.3). Отрасль легкой промышленности отличается наиболее мелкими объемами кредитования частными банками, отсюда и второе место в структуре, и 1,5 кратный отрыв от электроэнергетики. Это объясняется наличием значительных вливаний со стороны государства. Большинство банков не участвовали в кредитовании данной отрасли. Основной причиной является то, что все кредиты, необходимые данному комплексу для развития являются долгосрочными. Частные банки неохотно кредитуют долгосрочные проекты. [14, с. 5].

Пищевая промышленность замыкает тройку лидеров по объемам предоставленных кредитов отраслям, ориентированным на внутренний рынок. В среднем, объем предоставленных кредитов данной отрасли по сравнению с электроэнергетикой – на 4-2-48% меньше; по сравнению с легкой промышленностью – на 24-32% меньше. Но, тем не менее, на протяжении всего анализируемого периода наблюдается хоть и небольшой, но зато стабильный рост объемов кредитования этой отрасли. В среднем каждый анализируемый год принес данной отрасли 11,2% прироста. Так в 2005 году рост составил – 2%; в 2006 году – 4%; в 2007 году 2%; в 2008 – 1,2% (см.табл. 2.3).

Кредитование данной отрасли имеет стабильный рост. Во многом этому способствовал динамичное развитие отрасли, а так же потребительский бум, охвативший Россию в последнее время. Огромную роль сыграл и фактор ностальгии: граждане соскучились по отечественным товарам и, как свидетельствует ряд маркетинговых исследований, при прочих равных отдавали предпочтение российским изделиям. Отечественные производители вновь набирают обороты, а с учетом большой степени износа основных фондов, у предприятий данной отрасли имеется постоянная потребность в кредитных средствах, необходимых компаниям для развития, обновления и перевооружения [34, с. 212].

Кредитный портфель, ориентированный на внутренний рынок в течение анализируемых пяти последних лет делили наиболее крупные банки, способные обеспечить достаточно крупными объемами отрасли, ориентированные на внутренний рынок. Как распределили доли кредитования данных отраслей в динамике схематично показывает рисунок 2.8.


Рис. 2.10. Доля кредитного портфеля отраслей российской экономики, ориентированных на внутреннее потребление в различных российских банках, %*

*Источник: ЦБРФ


Как показано на рис. 2.7, наибольшая доля в структуре кредитного портфеля отраслей, ориентированных на внутреннее потребление, принадлежит Сбербанку. Его доля на протяжении всего анализируемого периода находилась на уровне 30%. Однако в 2006 году, она увеличилась на 2,3%, и в 2007 году вновь приняла исходное значение. Стабильное значение так же имеет доля ВТБ. На протяжении всего анализируемого периода ее значение составляло 25 – 25,5%. Третье место в структуре основных кредиторов отраслей, ориентированных на внутренний рынок принадлежит УралСибу. Тенденцию развития доли данного банка можно так же охарактеризовать как стабильную, без существенных изменений, находящейся на уровне 18,2-19%. МДМ Банк в 2004 году имел долю в 17,2%, которая в 2005 году осталась на прежнем уровне, а в 2006 году резко снизилась – на 20,1%. В 2007 году МДМ Банк частично вернул свои позиции на данном сегменте рынка, и рост объемов кредитования отраслей, ориентированных на внутреннее потребление составил 18,9%, и оставался на таком уровне на протяжении всего 2008 года. Тенденция деятельности ТрансКредитБанка повторяет ситуацию МДМ Банка. Доля на данном сегменте рынка данного банка оставалась стабильной до 2006 года, в котором произошел резкий спад – на 22,8%. Однако банк предпринял максим усилий для того, чтобы удержать свои позиции на данном сегменте рынка корпоративного кредитования. Ему это удалось – удержать об этом свидетельствует рост, который можно наблюдать в 2007 на 24%, который удержался на таком же уровне и в 2008 году.

Анализ показывает, что, несмотря на довольно существенный рост финансовых результатов деятельности организаций, в экономике наблюдалось замедление инвестиционного процесса отраслей, ориентированных на внутренний рынок.

Это дает основание полагать о слабой заинтересованности предприятий к активизации своей инвестиционной деятельности [44, с. 22]. В свою очередь, банковский сектор за последнее время расширил спектр предоставляемых услуг для наибольшего стимулирования спроса на предоставляемые кредитные продукты. Перечень видов кредитования, которыми в основном кредитуются отрасли, ориентированные на внутреннее потребление представлены на рисунке 2.9.

Рис. 2.9. Динамика видов кредитования отраслей, ориентированных на внутренний рынок, %*

*Рассчитано автором по данным ЦБРФ


Как видно из рис.2.9, наибольший удельный вес в структуре видов кредитования занимает лизинг. Причем, начиная с 2004 года наблюдается рост позиций этого вида кредитования в данном секторе. Так, в 2005 году рост соответствует уровню 19,5% прошлого года, в 2006 году – популярность лизинга выросла еще на 12,6%. Однако, 2007 год принес спад популярности этого вида кредитования – на 12,2%, и этот уровень сохранился на протяжении всего 208 года. Мощным стимулом для развития данного вида кредитования, стало внесение изменений в закон "О финансовой аренде (лизинге)" - был существенно либерализован целый ряд его положений, убраны лишние ограничения по содержанию и форме договора, а также ненужные с практической точки зрения определения и понятия (например, определения различных видов лизинга, помимо финансовой аренды как таковой) [44, с. 22]. Однако с развитием и других форм кредитования (например, краткосрочного кредитования, занявшего второе место в данной структуре) лизинг почувствовал на себе сильную конкуренцию, и в 2007 году ослабил свои позиции и отдал 12,2% доли в структуре кредитования отраслей, ориентированных на внутренний рынок краткосрочному кредитованию, которое начиная с 2005 года увеличивало свою популярность на 10-12% каждый год, и лишь в 208 году объемы, выдаваемые в форме краткосрочных кредитов сократились на 9,8%. Овердрафт и факторинг разделили меж собой третье место в данной структуре. Причем эти два вида кредитования имеют абсолютно разную тенденцию: факторинг, начиная с 2004 года увеличивает свою популярность среди компаний, ориентированных на внутреннее потребление с каждым годом примерно на 12-15%, а 2008 год приносит примерно 20,9% доли в структуре видов кредитования. А вот, овердрафт напротив, имеет отрицательную тенденцию: в 2005 году наблюдается небольшой рост – в11,1%, и начиная с 2005 года – спад. В 2006 году рост составил 14%, в 2007 году – 15,6% по отношению к предыдущему году. Лишь только 2008 год приносит резкое увеличение объемов кредитования в данной форме – на 24% (см. рис.2.9).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.