Рефераты. Кредитование корпоративных клиентов: проблемы и перспективы

Ипотечные договоры с сотрудниками крупных компаний, с юридической точки зрения, оформляются по той же схеме, что и с обычными заемщиками. Как правило, заемщиком выступает не компания, а человек - физическое лицо [35, с 57].

Факторинг

Увеличивая рынки сбыта, предприниматели нередко сталкиваются с нехваткой оборотных средств, необходимых для закупки и расширения ассортимента. И тогда останавливают свой выбор на факторинге. Факторинг — это комплекс финансовых услуг, оказываемых банком оптовым поставщикам товаров и услуг, имеющий бессрочный характер. Факторинг представляет неоценимую выгоду для тех, чьи кредиты уже исчерпаны, а других средств привлечения финансов нет. Таким образом, инструмент факторингового обслуживания удовлетворяет потребность поставщика товаров и услуг в оборотных средствах. Цель факторинга — стимулирование роста объема продаж. Факторинговая услуга не конкурирует с банковским кредитом, потому что она актуальна тогда, когда все кредиты в банке уже выбраны, но еще нужны дополнительные оборотные средства для развития: в сезонные пики, в период развития и расширения рынка, во время раскрутки нового бренда. Следует понимать, что факторинг расширяет уже привычный спектр банковских услуг и является более простой и гибкой процедурой, по сравнению с привычным кредитом [42, с.87].

Многие компании с мировой известностью использовали для своего развития именно факторинговое обслуживание. Эта услуга включает финансирование поставок товаров, учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту. Банк берет на себяфункции контроля за своевременностью оплаты поставок покупателями. Факторинговое обслуживание подходит поставщикам именно потому, что выгодно отличается от кредита. При факторинге не требуется оформление такого множества документов, как при кредите. Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры. Кроме того, кредит требует погашения в строго определенный срок, а факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара и находится в обороте у поставщика до тех пор, пока он осуществляет отгрузки.

Одно из основных преимуществ факторинга в том, что он не требует за лога, и за счет этого процедура привлечения оборотных средств значительно упрощается. Те средства, которые привлекаются при факторинге, не зависят от уже имеющихся кредитов и позволяют значительно увеличивать объем продаж. При факторинге поставщик получает деньги в необходимом количестве и на необходимый срок. Кроме того, когда полученный кредит погашен, нет уверенности в том, что банк предоставит новый, а факторинговое обслуживание носит бессрочный характер [40, с.57].

Существенным плюсом при выборе факторингового обслуживания является то, что контроль за состоянием дебиторской задолженности берет на себя банк, поэтому с бизнесмена снимается эта функция. Кроме того, механизм факторинга может освободить поставщика от напоминаний дебиторам об оплате. Все эти функции берет на себя банк. Заключая договор факторинга, компании получают возможность исключить риски, связанные с поставкой товаров в кредит: риск неполучения платежа от покупателя в срок; риск резкого изменения рыночной стоимости денежных ресурсов; риск изменения курса доллара в период отсрочки платежа по поставке.

Факторинг широко используется в работе поставщиков и производителей продуктов питания, алкогольной и парфюмерно-косметической продукции, товаров народного потребления, медикаментов, строительных материалов, бытовой химии и упаковочной продукции.

Предоставление банковских гарантий

Она представляет собой безотзывное обязательство банка выплатить определенную денежную сумму в том случае, если условия контракта не выполняются стороной, за которую банк дает гарантию.  Существует несколько видов гарантий:

• Платежная гарантия используется, чтобы гарантировать продавцу оплату приобретенных покупателем товаров и услуг. Банк-гарант обязуется выплатить продавцу по его первому требованию определенную сумму в случае представления продавцом в банк-гарант заявления о том, что покупатель не оплатил поставленный товар.

• Гарантия предложения (тендерная гарантия) используется при проведении международных тендеров и обеспечивает покрытие расходов организаторов тендера в случае, когда участник отзывает свое предложение или не принимает сделанный ему заказ.

• Гарантия исполнения используется для укрепления договорных отношений между покупателем и продавцом и обеспечивает поставку товара или оказание услуги в срок и на условиях, означенных в контракте.  • Гарантия возврата авансового платежа используется, когда в контракте предусмотрен авансовый платеж в пользу продавца. Она обеспечивает его возврат покупателю в случае невыполнения продавцом обязательств по поставке товаров или предоставлению услуг [33, с. 44].

Как правило, для получения банковской гарантии необходимо предоставить в банк заполненный бланк заявления и договориться об обеспечении гарантии. В качестве обеспечения могут использоваться:

• денежные средства в размере суммы гарантии (перечисляемые на специальный счет гарантийного покрытия);

• срочный депозит в банке;

• коммерческий залог активов предприятия;

• кредит под залог недвижимого имущества и прочие приемлемые формы.

Краткосрочный кредит — кредит, выдаваемый на срок до одного года, предназначенный для формирования оборотных средств предприятий и фирм.

Авиалирование векселей

Это гарантии платежа по векселю со стороны банка. За эту услугу клиент уплачивает банку вознаграждение. В случае отсутствия покрытия по такому векселю со стороны клиента, банк оплатит вексель из собственных средств. Для улучшения качества векселя (повышения его ликвидности) предприятие может обратиться в обслуживающий банк с просьбой о предоставлении ему гарантии платежа по векселю, то есть об авалировании данного векселя коммерческим банком [41, с.54].

При авалировании чужого векселя банк заключает с лицом, за которое дается аваль, договор или соглашение об авалировании векселя. В таком договоре можно также оговорить ряд условий, таких как: сумма векселя и аваля, срок векселей, которые авалируются, величина вознаграждения, которое клиент уплачивает банку за такие услуги и т. п. Очень важным моментом является установление порядка оповещения банка о том, что клиент оплатил вексель и к банку не будет предъявлять требование. В интересах банка получить такое уведомление, поскольку на его основании он сможет списать с забалансового счета сумму своей задолженности по векселю. Комиссия, оговариваемая в соглашении, уплачивается банку в момент совершения им аваля и становится его доходом, вне зависимости от того, использовался аваль или нет. Сумма комиссионного вознаграждения может варьироваться в пределах от 1 до 10% от суммы аваля. В соглашении можно установить для клиента предельной суммы предоставляемого аваля. Аваль может быть выдан на сумму номинала векселя или на меньшую сумму. При неоплате основным должником векселя векселедержатель имеет право, не совершая протеста, обратиться к банку, давшего аваль за основного должника [45, с.178].

Исследовав теоретический аспект корпоративного кредитования можно сделать следующие выводы:

·                   каждая кредитная организация формирует свои принципы взаимоотношений с корпоративными клиентами, в том числе при осуществлении вложений;

·                   общим показателем, отражающим партнерские отношения банка с клиентом, выступает клиентоориентированность, т. е. степень детальности подхода к процессу обслуживания клиентов;

·                   к наиболее значимым видам кредитования корпоративных клиентов относят следующие: краткосрочное кредитование; кредитование расчетного (текущего) счета (овердрафт); предоставление долгосрочных кредитов; организация проектного финансирования; организация синдицированного кредитования; лизинговые операции; ипотечное кредитование; факторинг; предоставление банковских гарантий; учет, авалирование векселей третьих лиц.

2. АНАЛИЗ РОССЙСКОГО РЫНКА КОРПОРАТИВНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

2.1 Анализ кредитования реального сектора российской экономики


Тенденции, сложившиеся в экономике России, дают основание полагать, что реализация перспективных направлений Правительством страны совместно с Центральным банком обеспечат ускоренное развитие банковской системы страны, опережающее темпы роста ВВП в 4-5 раз, что будет способствовать не только созданию устойчивой банковской системы, но и улучшит социально-экономическое положение населения в стране. Однако ключевым фактором опережающего роста банковской системы и определяющим её будущее будет являться выбранное направление развития экономики России.

Экономика России в ближайшие 15 лет будет воспроизводить модель либо усиления инновационной компоненты экономического роста (сверхбыстрая индустриализация и модернизация, внедрение инновационных подходов), либо продолжит инерционное развитие, в основе которого лежит сохранение умеренно-консервативной динамики, определяемой экспортом энергоресурсов и сырья [14, с. 52].

Кредитование реального сектора экономики неуклонно растет на протяжении всего анализируемого периода. Так, отрасли, ориентированные на внутренний рынок в 2005 году потребили кредитных ресурсов в 1,2 раза больше, чем в 2004 году. Рост продолжался и в 2006 году – он составил 30% по отношению к 2005году. В 2007 году рост замедлился и составил 21% по сравнению с предыдущим годом. Однако и в 2008 рост объемов кредитования отраслей, ориентированных на внутренний рынок по сравнению с 2007 годом составил всего 12% (см. рис. 2.1).

Падение роста за последние 2 года можно объяснить нестабильной ситуацией с выплатой заемных средств. В период до 2006 года банки охотно и выдавали кредиты и займы. За это время в банковском секторе сформировался некачественный кредитный портфель. Это негативно отразилось на своевременных выплатах. С развитием банковских технологий и наличием накопленного опыта в кредитовании банки к 2007 году стали реализовывать более качественные кредитные портфели, оставляя без внимания те компании, которые не внушили им доверия. [18, с. 12].


Рис.2.1. Динамика кредитования реального сектора экономики по видам отраслей*

*Рассчитано автором по данным [18]


Что касается экспортно ориентированных отраслей, то тенденция развития кредитования полностью повторяет развитие кредитования внутренне ориентированных отраслей. Рост объемов кредитования в целом за период составил 14 – 17% в среднем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.