Рефераты. Кредитование корпоративных клиентов: проблемы и перспективы

Разработанная экономическая стратегия – это большая совместная плодотворная работа органов исполнительной власти РФ, банка России, Банковской ассоциации РФ и, конечно же, взаимопонимание с кредитными организациями. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что сосредоточение усилий банков по работе с реальным сектором в первую очередь отвечает интересам банков, и самих предприятий.

В складывающейся ситуации надо перестраивать свои активы таким образом, чтобы ориентировать их на реальный сектор, быть ближе к нему, узнавать предприятия, даже несмотря на то, что риски пока еще высоки и отчетность недостаточно прозрачна. Сегодня важно, чтобы количественные изменения во взаимоотношениях банковского и реального секторов постепенно начали трансформироваться в качественные [14, с.22].

Исторически банки были для того и созданы, чтобы обслуживать интересы экономики, обладать всей полнотой информации о предприятиях как объектах кредитования. Надо быть также готовыми к дополнительным вызовам, с которыми уже встречается банковская система, а именно с достаточно динамичным ростом доходов населения и его заработной платы. При этом, естественно, все больше будет набирать силу процесс начисления и выплат зарплаты через счета в банках, через пластиковые карты, вследствие чего ликвидность банков еще больше возрастет. Банкам нужно будет также думать об эффективном использовании этих средств.

Не менее сложной задачей на микроуровне является нейтрализация отрицательного воздействия кредитных рисков между банком-кредитором и предприятием-заемщиком. И в том и в другом случае, на наш взгляд, нужна программа возрождения роли кредита в экономике, охватывающая как экономические, так и правовые вопросы его функционирования в народном хозяйстве.

Таким образом, создание стабильных условий кредитования является обоюдовыгодным как для кредитора, так и для заемщика. Банки должны быть ближе к экономике: банкиры ищут возможные пути, как это лучше сделать, а российские промышленники, в свою очередь, ищут кратчайшие пути к банковским кредитам. Проложить такую дорогу – значит найти верные способы увеличения темпов роста для преодоления экономического кризиса и дальнейшего развития [24, с. 33].

Однако, как отмечалось выше, для наиболее эффективного взаимодействия реального и банковского секторов экономики, необходимо разработать выявленные нами реальные проблемы в этой сфере. К таковым относятся:

•    низкий уровень капитализации российских банков

•    высокий уровень просроченной ссудной задолженности

•    слишком дорогие кредитные ресурсы, особенно долгосрочные

•    недостаточная информатизация и автоматизация банков

Эти проблемы носят системный характер, и могут привести к колоссальным сдвигам экономики в негативную сторону, отрицательно влияя на социально-экономические процессы в целом.

Суть предлагаемого проекта совершенствования взаимодействия реального и банковского секторов экономики, для наиболее динамичного развития каждого из них и устранению выявленных системных проблем, сводиться к следующему:

•    добровольное объединение Российской Банковской Ассоциации и Российского Союза Промышленников и Предпринимателей в единый Совет антикризисного управления ситуацией;

•    создание аналогичного Совета на уровне региона;

Цель такого органа будет заключаться в консолидации усилий банковского, реального сектора, с привлечением соответствующих властных структур, для разработки единой стратегии развития взаимоотношений и дальнейшего наиболее эффективного их развития.

Основные задачи Совета:

•    организация семинаров и ярмарок по вопросам антикризисного управления экономикой и укрепления взаимоотношений банковского и реального сектора;

•    организация круглых столов переговоров с представителями данных структур;

•    еженедельная информатизация всех участников Совета о текущей ситуации;

•    организация международных конференций по вопросам взаимодействия банков и предпринимателей в условиях кризиса;

•    организация круглых столов с привлечением органов власти.

Предполагается, что Совет будет состоять из представителей крупных и средних компаний, которые будут представлять ту или иную отрасль. А так же из представителей банковских структур. Причем участие в предлагаемом Совете будет являться добровольным.

АБР (Ассоциация Российских Банков) — крупнейший институт банковских структур, занимающейся стратегическим планированием банковского сектора.

В АБР представлены банковские сообщества 67 регионов России — от Калининграда до Камчатки [24, с. 13].

Ассоциация российских банков объединяет банковские учреждения, которым принадлежит более 92% совокупного банковского капитала действующих кредитных организаций и свыше 93% всех активов российской банковской системы.

В числе членов Ассоциации 53 банка со 100%-ным и 17 банков с более чем 50%-ным иностранным участием в уставном капитале, а также все члены так называемой Большой аудиторской четверки, широко известные на международном финансовом рынке.

Ассоциация выражает интересы как крупных банков (все банки, вхо-дящие в тридцатку крупнейших в России, — члены АРБ), так и малых (28% членов АРБ составляют банки с уставным капиталом до 100 млн. руб.) и средних банков (53% — от 100 млн. до 1 млрд. руб.).

Банки — члены АРБ и их филиалы осуществляют свою деятельность во всех регионах Российской Федерации.

РСПП – (Российский Союз Промышленников и Предпринимателей) – крупнейшее объединение всех предприятий различных отраслей.

В данный союз входят:

- представители крупного и среднего бизнеса РФ

- региональные Союзы и объединения предпринимателей и промышленников

Всего численность данной структуры входят более 1000 предприятий различных форм собственности, размера и отраслевой принадлежности[24, с. 13].

 





Рис.3.1. Предлагаемая схема взаимодействия банковского и реального сектора российской экономики*

*Составлено автором


Предлагаемый Совет сможет поспособствовать решению ключевых проблем взаимодействия банковского и реального сектора. РСПП объединяет 90% представителей реального сектора экономики. Каждый регион РФ имеет представительство в той или иной степени в данном Союзе.

Эти два важнейших института занимаются развитием своих специализированных сфер. Наше предложение заключается в объединении этих усилий для преодоления проблем взаимоотношения банковского и реального сектора экономики.


Таблица 3.1

Основные задачи АРБ И РСПП*

Задачи АРБ, в области кредитования реального сектора экономики

Задачи РСПП

1

2

- Анализ потенциала банковского сектора РФ

- Разработка основных направлений деятельности банковского сектора

- Разработка новых форм и видов кредитования и других банковских услуг, и технологий

- анализ текущей ситуации в том или ином сегменте рынка кредитования

- разработка путей снижения рисков вложений

- Анализ инвестиционного потенциала различных отраслей российской экономики

- Анализ развития отраслей экономики

- Стратегическое планирование развития отраслей российской экономики с привлечением заемных средств

- разработка путей стабилизации и повышения инвестиционной привлекательности отдельных отраслей российской экономики

*Источник: Составлено автором

По данным таблицы 3.1, видно, что каждый из рассматриваемых институтов занимается стратегическими разработками и детальным анализом банковского и реального сектора экономики.

Наше предложение состоит в том, чтобы объединить решение этих вопросов «за одним столом». Таким образом, для банковского сектора будет ясна ситуация об инвестиционном потенциале тех или иных отраслей экономики, дальнейшее развитие тех или иных отраслей, с учетом того, что банкиров будут консультировать узкие специалисты промышленности, ведущие предприниматели, а так же к данному разговору присоединятся представители федеральных органов власти, и зарубежные коллеги. На наш взгляд, это поспособствует более реалистичной оценке потенциала каждого сектора и реального и банковского. К тому же по средствам такого формата общения можно будет выяснить причины многих проблем. Таких как: низкий уровень капитализации российских банков в условиях высоких темпов инфляции. Это является достаточно острой проблемой размера собственного капитала банка. С его объемом в значительной степени связано повышение ликвидности банковского сектора, а значит, существует объективная необходимость его увеличения.

Создание объединенного Союза поспособствует решить проблему низкой капитализации по средствам переговоров с федеральными органами власти и получить от них господдержку. Ведь федеральные органы власти как никто иной заинтересованы в развитии и реального сектора экономики и банковского. Увеличение притока кредитов реальному сектору экономики является ключевой задачей федеральной власти, которая должна работать с банковским сообществом в поисках путей уменьшения кредитного риска, связанного с выделением кредитов реальному сектору. Однако государство должно избегать прямой финансовой помощи предпринимателям и промышленникам, оно должно играть роль катализатора для привлечения банковского капитала в сектор предпринимательства, и производства.

Предоставление государственных гарантий банкам при кредитовании предприятий из приоритетных отраслей могло бы помочь преодолеть кризис доверия и стать фактором для поддержки реального сектора. Причем для достижения действительно ощутимого эффекта такие гарантии должны предоставляться не только государственным, но и частным банкам, удовлетворяющим определенным требованиям.

Снижение ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка стало бы положительным моментом для увеличения капитализации банковской системы.

Для того, чтобы поддержать банковскую систему Правительству и ЦБ РФ необходимо реализовать следующие меры:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.