Рефераты. Кредитование корпоративных клиентов: проблемы и перспективы

Позитивное воздействие на объемы кредитов , предоставленные оказали благоприятная ситуация на внешнеэкономических рынках, улучшение социально-политической ситуации в стране после президентских выборов, заметное упорядочение государственных финансов в результате обеспечения первичного профицита государственного бюджета, повышение финансовой дисциплины, вытеснение неплатежей и увеличение доли денежных расчетов, снижение налоговой нагрузки.

Эти факторы определяли положительную тенденцию предоставления кредитов именно в рублях [18, с. 22]. В структуре экспортно-ориентированных отраслей наибольший удельный вес объемов кредитования в среднем за анализируемый период занимают нефтяная промышленность – 28,8%; металлургия – 28,3%; и газовая промышленность – 24% ( рис 2.2).



Рис.2.2. Объемы кредитования экспортно-ориентированных отраслей в среднем за период с 2004 по 2008 гг., %*

*Источник: [19]


Как показывает рисунок 2.2, лидером по объемам кредитования является нефтяная промышленность. Развитие этой отрасли жизненно необходимо для российской экономики, поэтому она имеет мощную государственную поддержку. Этот фактор дает возможность гарантий возврата заемных средств и наиболее стабильного развития. 80% всех нефтяных компаний, который работают на экспорт, имеют государственную поддержку, тем самым снижая риск банкротства и потерю кредитоспособности, что практически невозможно в данной специализации [11, с. 41].

Металлургия, имеющая почти четверть рынка кредитования экспортно-ориентированных отраслей, является одной из самых динамично развивающихся. Все предприятия, функционирующие в данной отрасли являются крупными, со среднесписочной численностью персонала от 1000 человек и выше, и объемами годовой чистой прибыли, измеряющейся десятками миллионов долларов США. Как правило, такие компании реализовывают масштабные проекты (в масштабах крупного города, субъекта федерации, или страны в целом), поэтому объемы привлекаемых средств, для их реализации измеряются миллионами и миллиардами долларов США. Отсюда и второе место в структуре по объемам предоставленных кредитов [11, с. 81].

Россия на мировом рынке является одним из главных экспортеров природного газа. Поэтому у нашей страны есть возможность укреплять, уже существующие, и развивать новые внешние экономические связи с другими странами на основе экспорта газа. В настоящий момент разрабатываются перспективные проекты транспортировки российского газа в страны Европы и Восточной Азии. В перспективе 2009 – 2012 гг. исключительно важным направлением признано развитие отраслей высокоэффективных качественных видов жидкого и газообразного топлива для нефтехимии. Разрабатываются проекты по разработке новых месторождений, наиболее перспективным районом в этом отношении является Север европейской части России. Предусматривается ускорить газификацию сельской местности всех районов. Намечено увеличить использование газа как моторного топлива, реконструировать существующие и строить новые электростанции в городах и селах страны. Развитие отношений с банковским сектором – неотъемлемая часть этих проектных решений. Ведь 80% всех проектов финансируются за счет привлеченных средств. Объемы кредитования газовой промышленности РФ неуклонно растут. [13, с. 51].

Данные экспортно-ориентированные отрасли кредитуют многие российские банки. Однако не все банки имеют возможность профинансировать тот или иной крупный инвестиционный проект. Так как экспортно-ориентированным отраслям требуются кредиты в относительно крупных размерах, этот рынок поделили меж собой наиболее крупные банки (см. рис. 2.3).


Рис. 2.3.Динамика доли кредитного портфеля различных банков в кредитовании экспортно-ориентированных отраслей, %*

*Рассчитано автором по данным [18]


Как показано на рисунке 2.3, наибольший удельный вес в структуре рынка кредитования экспортно-ориентированных отраслей занимает Внешэкономбанк. Его доля в данном сегменте рынка в 2004 году составила 32,1%, однако в 2005 году снизилась на 12,3%. Снижение доли рынка Внешэкономбанка наблюдается и в 2006 году – на 10,5% по сравнению с 2005 годом. Снижение доли рынка банка в 2006 году обусловлено развитием банковской системы в целом. Появление новых банков ослабило конкурентные преимущества банка. В 2007 году ситуация изменилась: банк увеличил долю рынка и рост объемов кредитования составил 11,9%, по сравнению с 2006 годом. 2008 год так же принес банку увеличение количества предоставленных кредитов экспортно-ориентированным отраслям на 12% по отношению к 2007 году. Рост, начавшейся в 2007 году обусловлен мощной государственной поддержкой банка. Дело в том, что именно в 2007 году Правительством РФ и ЦБРФ было принято решение о выделении дополнительных средств Внешэкономбанку для увеличения кредитования экспортно-ориентированных отраслей [13, с. 101].

Второе место в структуре выданных кредитов экспортно-ориентированным отраслям занимает КМБ Банк. В 2004 году – его доля среди остальных крупных банков составила – 18,3%в , однако она снизилась в 2005 году на 12,6%. В 2006 году банк укрепил свои конкурентные позиции в данном сегменте рынка и рост объемов кредитования вырос еще на 10,0%. Тенденция роста продолжалась и весь 2007 год – она составила – 12%. 2008 год оказался для КМБ Банка не очень успешным – банк потерял 2% всей доли данного сегмента рынка – спад объемов кредитования составил 13%. (см. рис. 2.3). Такое положение дел можно объяснить лишь внутренней политикой банка. В целом его поведение на данном сегменте рынка можно характеризовать как стабильное. Повышение и объемов кредитования экспортно-ориентированных отраслей спады в разные моменты, в рамках анализируемого периода, не имеют больших скачков. Сформировавшийся положительный имидж, так же говорит о достаточно стабильном положении банка не только на рынке кредитования экспортно-ориентированных отраслей, но и в банковской системе в целом. Многие крупные компании стремятся получить кредиты и займы именно в КМБ Банке, так как он занимает лидирующие положения в различных публикуемых рейтингах российских банков [13, с. 129].

Сбербанк на рынке кредитования экспортно-ориентированных отраслей занимает третье место. Его доля в 2004 году составила – 18,1%, а в 2005 она снизилась на 9,8% по сравнению с предыдущем годом. На протяжении всего анализируемого периода – до 2008 года Сбербанк терял свои конкурентные позиции на данном сегменте рынка, спад продолжал лишь только увеличиваться с каждым годом. Так в 2006 году спад объемов кредитования составил – 10,2%, в 2007 году спад увеличился еще на10,8% , а в 2008 – 11,2% по отношению к предыдущим годам. Теряя свои позиции на данном сегменте рынка, Сбербанк не предпринимал никаких действий по исправлению ситуации, так как его кредитная политика ориентирована на внутренний рынок.

Четвертое и пятое место на рынке кредитования экспортно-ориентированных отраслей принадлежат МДМ Банку и Альфа Банку соответственно. Что касается МДМ Банка, то четвертое место ему обеспечил рост объемов кредитования на протяжении всего анализируемого периода, который в среднем составил 10,2%-11,9% в год. А вот Альфа Банк увеличивал объемы кредитования лишь до 2007 года примерно на 9-11,2% в год, однако начиная с 2007 года потерял свои позиции, и снижение доли в кредитовании экспортеров составило 11% по отношению к 2006 году, а в 2008 – спад составил 12% по отношению к 2007 году. Однако все эти 5 банков способствуют развитию экспортно-ориентированных отраслей и укреплению российской экономики в целом.

Для укрепления своих конкурентных преимуществ, банки используют различные инструменты. Так, с развитием российской банковской системы, появилось множество форм и видов кредитования. Банки, стараясь привлечь как можно больше заемщиков (в особенности ключевых, корпоративных) расширяют спектр предоставляемых кредитных услуг. Кроме того, банками разрабатываются индивидуальные пакеты для своих ключевых (корпоративных) клиентов. Существует более 15 видов кредитования юридических лиц. Основные и самые популярные из них, представлены на рисунке 2.4.

Рис. 2.4. Динамика структуры кредитного портфеля экспортно-ориентированных отраслей по видам кредитования, %*

*Рассчитано автором по данным [18]


Особенность кредитования экспортно-ориентированных отраслей заключается в кредитовании крупномасштабных инвестиционных проектов, предусматривающих техническое перевооружение, закупку нового оборудования, открытие нового завода. Этим обусловлено лидерское положение проектного финансирования за весь анализируемый период (см. рис. 2.4). Оно имеет наибольший удельный вес среди других видов кредитов, предоставляемых экспортно-ориентированным отраслям. Его доля на протяжении всего периода с 2004 по 2008 гг. существенно не менялась, и оставалась на уровне 34-35%.

Второе место по форме предоставленных кредитов занимает лизинг. Его доля на рынке кредитования экспортно-ориентированных отраслей составила в в среднем за анализируемый период 25 – 27%. С 2006 года наблюдается рост данного вида кредитования, который по отношению к предыдущему году составил 11,5%. 2007 год принес несущественный спад, который составил 7%, однако в 2008 году лизинг подтвердил свою популярность и его доля возросла на 14%.

За время, прошедшее после кризиса 1998 г., лизинг подтвердил свою состоятельность как альтернативный способ финансирования приобретения основных средств, и занял неплохую нишу на рынке кредитования и экспортно-ориентированных отраслей (см. рис. 2.4). Кроме того, банки иногда предпочитают финансировать приобретение основных средств через лизинговую компанию, так как лизинговая сделка предполагает более прочное обеспечение, чем просто кредит.

Зарубежные поставщики также могут быть заинтересованы в использовании лизинга как механизма сбыта своей продукции. В качестве основного фактора развития лизинга в России следует отметить продолжающийся экономический рост и макроэкономическую стабилизацию [18, с. 59].

Третье место по видам кредитования экспортно-ориентированных отраслей занимает факторинг (см. рис.2.4). Его доля за весь анализируемый период не претерпела существенных изменений, и в среднем составила 20-23%. К тому же за период 20040-2008 гг. популярность этого вида кредита лишь увеличивалась. Рост популярности факторинга объясняется весьма просто. В отличие от банковских кредитов этот инструмент — фактически безналоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу компаний. Их ненасыщенный спрос на привлечение финансирования в течение нескольких лет позволяет ожидать бурного роста факторинга [24, с. 19]. Такие виды кредитов как банковские гарантии, авиалирование платежей, краткосрочное кредитование, конечно используются, но их доля в общей структуре предоставленных кредитов экспортно-ориентированным отраслям, весьма не высокая и в среднем составляет 4 – 5% (см. рис. 2.4).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.