Рефераты. Использование собственных и привлеченных денежных средств финансирования инвестиций в совершенствование предприятий ТЭК России

С определенными оговорками к банкам, связанным с нефтяным сектором, можно отнести и «кредитные банки». Для данной группы банков характерно преобладание в активах кредитов корпоративным заемщикам (60-70%), а в пассивах - средства клиентов (60-80%) и собственные средства. К этой группе относятся: Банк «Возрождение», «Уралсиб», Балтийский банк.

В последние годы ФПГ и холдинги сокращают свою банковскую деятельность и централизуют финансовые потоки, примером является НК «ЛУКОЙЛ». За 10 лет существования НК «ЛУКОЙЛ» сам холдинг и его дочерние структуры участвовали в большом количестве банков. С 2002 года НК «ЛУКОЙЛ» проводит политику по выводу из своих активов основной части банков, входящих в холдинг, и укрупнение оставшихся. В 1998 году Когалым-нефтебанк и банк «Лангепас» были присоединены к банку «Петрокоммерц». В конце 2008 года НК «ЛУКОЙЛ» дополнительно внес в уставный капитал этого банка более 100 млн. долл., таким образом доведя долю своего участия в капитале банка до 90%. Ранее банк «Петрокоммерц» приобрел «Ухтабанк», который обслуживал «КомиТЭК», вошедший в состав НК «ЛУКОЙЛ».

Таким образом, банк «Петрокоммерц» стал «опорным» банком крупнейшего российского нефтяного холдинга. Менеджмент холдинга считает, что функционирование в его составе одного банка, имеющего региональное представительство, более эффективно. По состоянию на конец 2008 года из всех банковских активов у НК «ЛУКОЙЛ», кроме банка «Петрокоммерц», осталась лишь 17% в «Собибанке».

Из-за того, что банковская деятельность и вложения в финансовые инструменты перестали обеспечивать достаточно высокой доходности, возникло стремление к диверсификации в реальный сектор, усиление контроля за предприятиями, перевод их счетов в подконтрольные банки, что обеспечивает недорогую депозитную базу, снижение рисков по кредитам, инвестирование, участие в прибыли. Банк, как основной оператор ФПГ, привлекает в свои активы значительные дополнительные средства, и это потенциально приводит не только к росту активов, но и их надежности, так как их расходование будет осуществляться под контролем самого банка. В 2009-2008 гг. часть банков стала ориентироваться на долгосрочную работу в области производства. Другая часть -вынуждена позаботиться о повышении стоимости приобретенных ими акций предприятий для последующей продажи.

В целом в деятельности банковских объединений в области промышленного производства, в том числе, нефтяного, можно выделить следующие основные направления деятельности:

стратегическое (связанное с диверсификацией вложений);

инвестиционно-банковское привлечение финансовых ресурсов для расширения производства и осуществления слияний и поглощений;

реструктуризация отдельных компаний и осуществление последовательной деятельности по продаже их структурных подразделений (включая составляющие непрофильного бизнеса);

выработка и осуществление эффективной защиты клиента банка от поглощений.

Превалирование того или иного из названных видов деятельности зависит не только от целей бизнеса ФПГ или холдинга, но и от стабильности отечественной экономики и успехов в укреплении банковской системы.

Еще одной мерой институционального характера, которая, по нашему мнению, увеличит инвестиционные возможности банков, должно быть осуществление мероприятий по концентрации и централизации банковского капитала, для того, чтобы реализовать прямую зависимость между размерами собственного капитала банка и возможностями кредитования.

В условиях все более обостряющейся проблемы финансовых ресурсов на первый план выдвигается задача выбора приоритетных направлений для наиболее эффективного вложения средств. Этому должен предшествовать анализ привлекательности предприятий и отраслей с точки зрения инвестирования и, соответственно, кредитования.

Общеизвестно, что инвестировать (кредитовать) хорошо работающее предприятие в развивающей отрасли менее рискованно, чем предприятие с таким же финансовыми показателями в отрасли стагнирующей. В Западных странах информация, характеризующая состояние отраслей, содержится в специальных сборниках, выпускаемых различными рейтинговыми агентствами (например, Dun and Bradstreet, Industry Norms and Business Rations). В России на сегодняшний день такая информация только формируется, чем, в определенной степени, можно объяснить низкий уровень банковского кредитования реальной экономики.


1.3 Анализ возможностей новых методов финансирования предприятий ТЭК


Поддержание и расширение энергетической базы в любой стране являются весьма дорогостоящим делом. Это обусловлено необходимостью привлекать огромные средства для организации крупномасштабных поисковых работ, связанных с риском добычи и переработки нефти и газа, строительства электростанций и угольных карьеров, сооружения нефтегазопроводов, грузовых терминалов и линий электропередач; с развитием огромной обслуживающей инфраструктуры и финансированием смежных отраслей по обеспечению ТЭК достаточным количеством металлопроката, труб, цемента, машин, оборудования, средств транспорта и пр.

При финансировании предприятий ТЭК речь идет о гигантских затратах, размеры которых исчисляются десятками миллиардов долларов. Так, освоение только одного месторождения нефти типа «Сахалин-1» требует 15 млрд долларов, капиталовложения на претворение в жизнь шести проектов разработки «тяжелой» нефти в бассейне реки Ориноко (Венесуэла) оцениваются в 17 млрд. Средства, затраченные на строительство в 1981-1985 гг. шести газопроводов, соединивших Западную Сибирь с европейской частью России, превысили затраты на создание таких крупнейших объектов, как БАМ, ВАЗ, КАМАЗ и Атоммаш, вместе взятых.

Осуществление таких огромных затрат выходит за пределы возможностей бюджетного финансирования. Недостаточными оказываются и возможности местного промышленного и банковского капитала. Таким образом, в условиях дефицита средств, мобилизуемых из местных источников, страны, встающие на путь осуществления крупных энергетических проектов, особенно в нефтяном и газовом секторе, обычно прибегают к внешним заимствованиям и привлечению прямых и портфельных инвестиций из-за границы. Это является общепринятой практикой не только для развивающихся государств, стран с переходной экономикой, но и для ведущих промышленно развитых держав.

Рассмотрим современную практику использования лизинга, как нового метода финансирования предприятия топливно-энергетического комплекса на примере работы компании АО «Лизингстроймаш».

Акционерное общество «Лизингстроймаш» было создано в 1991 г. на базе структурного подразделения (Главнефтегазстроймеханизация) Миннефтегазстроя СССР для реализации крупных проектов в области строительства объектов нефтегазовой отрасли. Основными акционерами общества стали такие предприятия, как ОАО «Востокнефтепроводстрой», ООО «Внештрубопроводстрой», ЗАО «Транснефтегазстрой», ГП трест «Мосгазпроводстрой», Учебный комбинат Минэнерго России.

Организационная структура акционерного общества, базирующаяся на многолетнем опыте работы, позволила успешно справиться со многими заданиями, в частности, по обустройству газовых месторождений Ямала и Ямбурга, нефтяных месторождений Западной Сибири и Башкортостана, реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги, началу освоения Сибайского медноникелевого месторождения, по строительству газопровода в Республике Македония.

На протяжении ряда лет акционерное общество успешно сотрудничает с такими ведущими компаниями топливно-энергетического комплекса России, как ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Росуголь», ОАО «Роснефтегазстрой» и другими.

Основу производственного потенциала акционерного общества составляют четыре филиала. Они объединяют двенадцать региональных участков и способны решать любые задачи по возведению объектов ТЭК, а также общегражданского назначения.

Структура управления компанией имеет матричное построение, объединяет линейно-функциональные и дивизионные организационные составляющие.

Руководство «Лизингстроймаша» не без колебаний приняло решение участвовать в работах по проекту Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в качестве непосредственного исполнителя строительных работ. Дело в том, что к тому времени основным видом деятельности компании считался оперативный (операционный) лизинг современной строительной техники (более 200 машин зарубежного производства и около 550 - отечественного) предприятиям бывшего Миннефтегазстроя СССР для выполнения земляных работ, ее техническое обслуживание и ремонт, а также доставка к месту эксплуатации.

Надо признать, что к концу 80-х годов предприятия отрасли выполняли значительные объемы строительно-монтажных работ, имея для этого солидный парк специальных машин и оборудования. Однако все это было разбросано по многочисленным объектам, жестко закреплено за предприятиями и часто простаивало вследствие неудовлетворительного планирования работ. Кроме того, к 1991 г., моменту создания «Лизингстроймаша», большая часть этого парка практически выработала свой ресурс. К тому времени также значительно снизились инвестиции в строительство объектов нефтегазового сектора и, как следствие, сократились объемы работ. Предприятиям стало невыгодно держать у себя «лишнюю» для них технику, и они стали от нее освобождаться.

Спасение было найдено благодаря оперативному лизингу. Внедрение этой формы инвестирования в практику дорожного и нефтегазового строительства позволило с минимальными затратами обновить парк машин, а также добиться за счет создания гибкой системы их передачи от одного заказчика к другому сокращения до минимума вынужденного простоя техники. Центр тяжести организационных усилий «Лизингстроймаша» за последние три-четыре года переместился со строительных площадок третьего московского автотранспортного кольца на объекты КТК и топливно-энергетического комплекса Западной Сибири. Завтра он будет смещаться в сторону Казахстана, Сахалина и Балтики, то есть туда, где будут возведены мощные системы транспортировки нефти.

Концентрация строительных машин и оборудования в одних руках и их использование там, где они нужнее в данный момент, резко сокращают потребность в увеличении их парка, повышают фондоотдачу уже имеющейся техники, позволяют рациональнее использовать собственные и заемные денежные средства. Вместе с тем, лизингополучателю по его желанию предоставляется также весь комплекс услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования.

Проанализируем причины, почему исследуемое нами акционерное общество не сразу решилось участвовать в проекте КТК. Во-первых, сыграла свою негативную роль определенная инерция мышления, хотя оперативным лизингом компания занималась уже почти девять лет. Лизинг для компании был как бы «наезженной колеей», но никто не мог гарантировать, что при переходе на новое поле деятельности не возникнут совершенно неожиданные проблемы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.