Рефераты. Инвестиционная активность Республики Дагестан и пути ее повышения

РД располагает богатыми ресурсами и в области нетрадиционной энергетики. Во-первых, это термальные воды с температурой 55-240°С, геологические запасы которых оцениваются в пределах 400 млрд. кубических метров, а прогнозные эксплуатационные запасы - 3,5-4 млн. кубических метров в сутки. Во-вторых, на большую часть территории республики приходится в среднем 285 солнечных дней в год. Исследования, проведенные на существующих гелиообъектах в бестопливных и высокогорных районах показали, что за счет солнечной энергии можно обеспечить до 70 % годовой потребности в топливе. А это - жилищно-коммунальное теплоснабжение и горячее водоснабжение аулов в горных районах, где отсутствуют местные топливно-энергетические ресурсы; теплоснабжение и горячее водоснабжение объектов курортного назначения, туристических баз, кемпингов; теплоснабжение автономных потребителей в районах отгонного животноводства и летних пастбищ, пограничных застав, геологических партий. И, в-третьих, территория республики богата ветроэнергетическими ресурсами. На основании данных о режиме и качественных показателях ветроэнергетических ресурсов в Дагестане подсчитано ориентировочное количество потенциальной энергии ветра в размере порядка 60 млрд. кВт/ч. в год. Из указанного количества энергии практически могут быть использованы 10-15%, то есть 6-9 млрд. кВт/ч. в год. Таким образом, в перспективе энергия ветрового потока может обеспечить потребность в тепловой энергии в сельских районах в пределах 20 - 50% от общей потребности.

Большие перспективы в области энергосбережения представляет разработанный инновационный проект сооружения энергосберегающей электрической станции «Мир» на базе внедрения экономичных и долговечных электролюминесцентных ламп типа «Hyp». Лампы типа «Hyp» по сравнению с обычными лампами накаливания, при одинаковом потоке светового излучения, потребляют электрическую энергию в 5 раз меньше их, а служит - в 5 раз больше срока службы обычных ламп накаливания. «Мир» позволяет вытеснять из потребления населением 120 млн. кВт/ч. электрической энергии и 40 МВт мощности. Помимо этого вытесняется дополнительно еще 19 млн. кВт/ч. - эта часть той электрической энергии, которая до внедрения станции «Мир» составляла бы электрические потери в сетях.

Таким образом, условия, в которых функционирует в настоящее время Дагестанская электроэнергетика под воздействием экономических реформ нацеливают энергетиков и Правительство республики сфокусировать внимание на дальнейшем совершенствовании и развитии производственных мощностей своей энергосистемы на основе приоритетного использования собственных природных ресурсов, создания каскадов малых, средних и крупных ГЭС, комплексный характер которых, безусловно, окажет благотворное воздействие на социально-экономическую жизнь Дагестана в целом и станет залогом его стабильного, устойчивого и безопасного развития.



3. Предложения по совершенствованию управления инвестиционной деятельностью


3.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности в условиях рыночных преобразований


В условиях рыночных преобразований система государственного регулирования экономических процессов характеризуется следующими тенденциями. Государственное регулирование, по сравнению с командно-административной системой, теряет всеобъемлющий характер. Уменьшается роль государства и в управлении инвестиционными процессами. Происходит изменение форм и методов государственного регулирования. Прослеживаются такие тенденции изменения государственного регулирования инвестиционной активности, как переход от прямого государственного финансирования к разработке иных схем участия государства в инвестиционной деятельности; смещение управления на региональный уровень; создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов.

Регулирующее воздействие государства на инвестиционную деятельность может осуществляться в трех направлениях:

-   создание стимулов для инвестиций;

-   непосредственное участие в инвестиционной деятельности;

-   коррекция использования рыночных механизмов.

В направлении создания стимулов для инвестиций действуют такие законодательные меры как, например, установление налоговых льгот, стимулов, механизмы гарантий и защиты инвестиций и прочие. Часто одни и те же инструменты выполняют как стимулирующую функцию, так и функцию коррекции рыночных механизмов.

Непосредственное участие государства в инвестиционной деятельности и выполнение регулирующих функций осуществляется посредством развития государственного и частно-государственного сектора.

На этапе рыночных преобразований непосредственное участие государства в инвестиционной деятельности и выполнение регулирующих функций осуществляется по направлениям реализации научно-обоснованных государственных гарантий по частным инвестициям и расширении смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных проектов.

Государство регулирует инвестиционную деятельность в различных формах.

Учитывая все вышесказанное можно сформулировать следующее:

1.  В настоящее время развития экономики России особенно актуальным представляемся усиление государственного регулирования как экономических процессов в целом, так и инвестиционной деятельности, в частности. Причем достижению положительных результатов будет способствовать определенность целей развития (стратегических и тактических) и формирования системы соответствующих механизмов.

2.  Важнейшей задачей государства в условиях рыночных преобразований является создание целостной системы экономических, административных и организационных методов регулирования. При этом, по сравнению со странами со сложившейся системой рыночных отношений, в процессе становления рыночного хозяйства на каждом конкретном этапе должны превалировать те специфические инструменты и механизмы, которые адекватны: во-первых, общей цели экономической (инвестиционной) политики, во-вторых, тактическим целям; и, в-третьих, конкретным социально-экономическим, политическим и иным условиям, характеризующим данный этап.

Сохраняющаяся тенденция к падению промышленного производства в республике не оставляет шансов осуществить в значительных размерах маневр ресурсами в сторону потребительского или инвестиционного рынка. Большинство предприятий республики приватизировано и безвозмездно вкладывать в них деньги государство, естественно, не может. Да и средств, необходимых для этого, нет. Поэтому важнейшей экономической задачей по-прежнему является преодоление депрессии и начало стабилизации реального сектора экономики, прежде всего тех отраслей, которые непосредственно связаны с жизнеобеспечением населения, а также модернизацией, техническим переоснащением производственных мощностей и выпуском конкурентоспособной продукции.

В Послании Председателя Государственного совета РД Народному Собранию РД отмечается, что проблема привлечения средств за счет централизованных вложений из российского бюджета, собственных источников финансирования, долгосрочных кредитов частных лиц и иностранных инвесторов. Инструментом решения вопроса определен «Бюджет развития».

Впервые в составе республиканского бюджета «Бюджет развития» был выделен в 1996 году и подразумевался как важнейший инструмент государственной инвестиционной политики. Суть его заключалась в том, чтобы не просто выделить деньги из бюджета на инвестиции, а вложить их в быстроокупаемые проекты. Однако на деле «Бюджет развития» превратился в «бюджет латания дыр». Подтверждением тому служит использование средств «Бюджета развития» за последние годы.

Финансирование расходов «Бюджета развития» проводилось без утверждения республиканской инвестиционной программы, значительные средства были распределены бессистемно и без серьезной проработки и практической целесообразности. Не было расшифровки и по объектного распределения средств, очень низким был процент (18 % в 2008 году) инвестиционных проектов, намечаемых к размещению на конкурсной основе. Это послужило причиной использования инвестиционных средств на выплату задолженностей по заработной плате; погашение задолженностей по выполненным работам за прошлые годы, по поставленным нефтепродуктам, по налоговым платежам; выделение средств учреждениям находящимся в федеральном подчинении и финансируемым из федерального бюджета и др.

Отсутствие ясных, четких критериев, в соответствии с которыми должен осуществляться отбор целевых приоритетных программ, оценка их эффективности, сроков реализации и пр., привели к распылению бюджетных ассигнований по многочисленным объектам, их неэффективному и бесконтрольному использованию. Многие предприятия, получившие государственные инвестиции из федерального и республиканского бюджетов, до сих пор не принимают ощутимого участия в формировании доходной части республиканского бюджета.

Контроль за ними осуществлялся, в основном, только с позиций полноты и своевременности финансирования и целевого использования бюджетных средств, выделенных на программы. Но главный вопрос, на который сейчас требуется ответ - это эффективность использования средств федерального и республиканского бюджетов на финансирование программ на разных этапах их реализации, целесообразность вложений бюджетных ассигнований для создания новых мощностей в условиях изменения форм собственности.

Поэтому, исходя из стоящих задач, «Бюджет развития» должен получить принципиально иное наполнение. Он не должен быть фондом, из которого финансируются отдельные инвестиционные программы и проекты, а должен стать полноценным бюджетом, который консолидирует все государственное финансирование инвестиционной деятельности, направленной на решение долговременных проблем экономического роста и структурной перестройки экономики. По сути, он должен стать вторым бюджетом республики, который бы рассматривался и утверждался в виде отдельного Закона.

Укрепление экономического потенциала и решение социальных проблем во многом определяется перспективами малого и среднего бизнеса, который в конце 90-х годов замедлил темпы развития. Политика в этой сфере нуждается в серьезной корректировке, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В связи с этим в последние годы государством был принят ряд законодательных актов по поддержке малого предпринимательства в числе которых Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.1995г. №88-ФЗ, Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РД» от 04.04.1996г. №491, Постановление Правительства РД «О государственной поддержке малого предпринимательства в РД» 02.02.1996г. №20 и «О развитии малого предпринимательства в РД» от 16.10.1996г. №165, а также ряд других нормативно-правовых актов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.