- точка критического объема продаж, тыс.руб;
- запас финансовой прочности, тыс.руб. Оптимальное значение этого показателя – свыше 60% от объема продаж.
Порядок исчисления данных показателей представлен в таблице 9.
Таблица 9
Исходные данные для расчета показателей оценки качественного уровня достижения финансовых результатов
Показатель
Код строки формы№2
Сумма, тыс.руб.
Изменение (+,-) гр.1-гр.2
2002 год, тыс.руб.
2001 год, тыс.руб.
А
Б
1
2
3
1. Выручка от продажи, N
010
21572
5422
+16150
2.Себестоимость проданной продукции, Sпер
020
20519
5169
+15350
3.Валовая прибыль , МД (п.1-п.2)
029
1053
253
+800
4. доля маржинального дохода в выручке от продаж,d (п.3/п.1)
-
0,049
0,047
+0,002
5. Постоянные и условно-постоянные затраты, Sпост
030+040
244
+244
6. “Критическая точка” объема продаж (порог рентабельности) (п.5/п.4),r
4980
+4980
7. Запас финансовой прочности (п.1-п.6)
16529
+11170
8. То же, % к объему продаж (п.7/п.1)
76,9
100
-23,1
9. Прибыль от продаж
050
809
556
10. Прибыль от продаж в % к Запасу финансовой прочности (п.9/п.7)
4,88
4,67
+0,21
Данные таблицы свидетельствуют, что валовая прибыль (маржинальный доход) в отчетном году по сравнению с предыдущим годом возросла на 800 тыс.руб, а выручка от продаж – на 16150 тыс.руб.
Критическая “точка безубыточности” (порог рентабельности), в отчетном году составляет 4980 тыс.руб. Значит, объем продаж, превышающий этот порог, безубыточен и рентабелен. Запас финансовой прочности в процентах к объему продаж соответственно составил 76,9% . Достигнутый в отчетном году процент запас финансовой прочности достаточно высок. Это свидетельствует о том, что организация может уменьшить его величину до 50% не причинив при этом существенного вреда своему финансовому положению.
Результаты факторного анализа показывают, что руководство предприятия уделяет большое влияние структуре выпускаемой продукции, а именно, стремится увеличить удельный вес более доходной продукции.
Здесь также следует отметить, что положительное влияние роста цен реализации продукции и увеличения объема выпускаемой продукции значительно перекрывает отрицательное влияние увеличения себестоимости продукции. Это также положительно характеризует деятельность предприятия.
2.4 Анализ распределения и использования прибыли предприятия
Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. Объектом распределения является валовая прибыль. Законодательно распределение прибыли реализуется в части, поступающей в Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в виде налогов и других обязательных платежей. При распределении прибыли исходят из следующих принципов:
- первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом;
- прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, распределяется на накопление и потребления.
Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия.
За счет чистой прибыли выплачиваются дивиденды, создаются фонды накопления, потребления, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала. (схема 1.) В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль.
Прибыль после налогообложения
Рис.1 Схема распределения чистой прибыли
Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.
Анализ распределения и использования прибыли проводится в следующем порядке:
1. дается оценка изменений суммы средств по каждому направлению использования прибыли по сравнению с отчетным и базисным периодом;
2. проводится факторный анализ образования фондов;
3. дается оценка эффективности использования фондов накопления и потребления в соответствии с показателями эффективности экономического потенциала.
Так, на ООО “Европейскме окна” из чистой прибыли образуются фонды: накопления, потребления, социальной сферы.
Рассмотрим анализ распределения и использования прибыли.
Резервный фонд на данном предприятии не сформирован, поэтому средства на пополнение резервного фонда не направлялись.
Принять данные коэффициенты отчислений в фонды было решено на собрании учредителей.
Анализируя распределения чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является : чистая прибыль; коэффициент отчислений прибыли.
Таблица 10
Данные об использовании чистой прибыли
Отчетный 2002год , тыс.руб.
Аналогичный период 2001 года, тыс.руб.
Отклонения (+, -), тыс.руб.
4
1. Чистая прибыль
519
152
+367
2. Распределение чистой прибыли:
в фонд накопления
129,75
45,6
+84,15
в фонд потребления
311,4
76
+235,4
в фонд социальной сферы
51,9
22,8
+29,1
3. Доля чистой прибыли, %
25
30
-5
60
50
10
15
Данные таблицы 10 показывают, что в 2002 году увеличились отчисления в фонд потребления на 10%., в фонды накопления и социальной сферы уменьшились на 5%. Однако, в денежном выражении сумма средств распределенных по фондам по сравнению с 2001 годом увеличилась.
Рассмотрим влияние факторов – суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли на отчисления в фонды.
Изменение отчислений в фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно рассчитать по формуле:
ΔФн (П) = ΔПч ∙ К0, (15)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15