Рефераты. Формирование, распределение и использование прибыли

Прибыль, полученная предприятием в связи с его монопольным положением на рынке, создает активные стимулы для перелива капитала на такие рынки и роста объема предложения, что в конечном итоге приводит к естественному формированию конкурентной среды на таких рынках и снижению уровня цен на них.

Прибыль, полученная предприятием от "теневой" деятельности (выпуска и реализации части неучтенной продукции), в определенной степени является защитной реакцией предпринимателей на установленные государством жесткие "правила игры" в экономике, в первую очередь, на неоправданно высокий уровень налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. В этих условиях предприятия не могут не только обеспечить условия самофинансирования своего развития, но в отдельных случаях и простого выживания в переходной экономике. Рост объема такой деятельности (а соответственно и объема "теневой" прибыли) является для государства своеобразным индикатором эффективности принимаемых решений в области налогового регулирования коммерческой деятельности с позиций соблюдения паритета интересов как государства, так и предпринимателей. Кроме того, и эта прибыль, оставаясь неучтенной, является, тем не менее, источником реального прироста чистого национального дохода.

В 2002 году вступила в действие статья 25 Налогового кодекса Российской Федерации “Налог на прибыль организаций”. Анализ показывает ее неоднозначное воздействие на развитие экономики и в том числе малого предпринимательства. Данный налог существенно отличается от того налога на прибыль предприятий и организаций, который вносился налогоплательщиками в бюджет в предыдущие десять лет. Установлен другой объект налогообложения, другой механизм исчисления прибыли, снижены налоговые ставки, изменены налоговые льготы, определен иной учет для целей налогообложения.

Бесспорно, в главе 25 Налогового кодекса содержится много положительного, отвечающего реальностям современного этапа рыночной экономики. Вместо расчетной несколько искусственной экономической категории “валовая прибыль” для целей налогообложения стала применяться реальная прибыль организации, определяемая как разница между полученными доходами и фактическими экономически обоснованными расходами. Состав расходов определен законодательно. В их перечень включены затраты, неизбежные в условиях развитого производства.

Так, среди расходов, связанных с производством и реализацией, важное место заняли расходы на освоение природных ресурсов. К ним относятся затраты на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, гидрогеологические изыскания, подготовку территорий к ведению горных и строительных работ.

Не менее важна другая группа расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Для целей налогообложения эти затраты признаются после окончания исследований или разработок или завершения отдельных этапов данных работ. Они равномерно включаются налогоплательщиком в состав расходов в течение трех лет при условии использования исследований и разработок в производстве. Понятно, что научные исследования могут окончиться и безрезультатно. Тем не менее затраты на них подлежат включению в состав расходов, но не полностью, как удачные, а в размере 70% фактически произведенных расходов. Это относится к налогоплательщикам, которые выполняют научные исследования и разработки самостоятельно или выступают в качестве их заказчика. Что касается организаций – исполнителей научных работ, то их расходы относятся к расходам на осуществление деятельности, направленной на получение доходов.

Стоит отметить, что стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные затраты, определяется исходя из фактических цен их приобретения, включая таможенные пошлины, комиссионные вознаграждения посредников, расходы на транспортировку и хранение. В расходах на оплату труда учитываются любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, включая стимулирующие начисления и надбавки, премии, комиссионные выплаты, единовременные поощрительные начисления и пр.

Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации внесла давно ожидавшиеся изменения в подход к исчислению амортизации имущества. Теперь начисление амортизации может производиться как линейным, так и нелинейным методом. В обязательном порядке линейный метод применяется только к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, то есть к объектам со сроком полезного действия свыше 20 лет. К остальным основным средствам линейная или нелинейная амортизация применяется по решению налогоплательщиков.

Применение нелинейного метода начисления амортизации будет способствовать ускорению научно-технического прогресса в стране. Этот метод давно признан основным в большинстве развитых государств, где ускоренная амортизация основных средств дает толчок развитию производства, и в первую очередь информационных технологий, основанных на компьютеризации.

Предусматривается широкий перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг). К таким расходам, например, относятся: расходы на сертификацию продукции; комиссионные сборы; портовые и аэродромные сборы; расходы на охрану имущества; расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; арендные платежи; расходы на оплату юридических, аудиторских и консультационных услуг; командировочные расходы; расходы на подбор, подготовку и переподготовку кадров; представительские расходы; расходы на исследование конъюнктуры рынка; расходы обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы; расходы сельскохозяйственных организаций на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах; потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид или морально устаревшей продукции и ряд других видов расходов.

Некоторые из них, как командировочные, представительские расходы, имеют ограничения. Так, представительские расходы не могут превышать 4% от расходов на оплату труда за налоговый период. Нормы командировочных расходов утверждаются Правительством Российской Федерации. Расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства и объектов социальной сферы признаются в пределах нормативов органов местного самоуправления. Помимо расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются и внереализационные расходы. К ним относятся обоснованные затраты, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции, работ и услуг. Это могут быть затраты на организацию выпуска ценных бумаг; расходы в виде процентов по долговым обязательствам; расходы на формирование резервов по сомнительным долгам; арбитражные сборы и судебные расходы; оплата услуг банков и т.д.

По сути дела установлен открытый перечень расходов и сняты многие действовавшие ранее ограничения, такие, например, как лимитирование расходов на рекламу, на добровольное страхование имущества, на уплату кредитов и процентов по ним и т. д.

Позитивные изменения произошли по отношению к организациям, потерпевшим убытки. В этом случае в данном налоговом периоде налоговая база признается равной нулю. Налогоплательщики, понесшие убыток, вправе уменьшить налоговую базу текущего периода на всю сумму убытка или на часть суммы (перенести убыток на будущее). Перенос возможен на срок до 10 лет. Как видим, это большой шаг вперед по сравнению с прежним законом о налоге на прибыль предприятий и организаций.

Упорядочена уплата налога на прибыль обособленными подразделениями, не имеющими хозяйственной самостоятельности.

Снижена суммарная ставка налога на прибыль, состоящая из фиксированной части, направляемой в федеральный бюджет, и налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты. Теперь она не может превышать 24%.

Повторим еще раз, что в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации содержится много позитивных положений, отвечающих состоянию нашей экономики.

Но в то же время введение в действие этой главы породило и немало проблем. Среди них нужно назвать и такую, как ухудшение в определенной мере положения предприятий, относящихся к малому бизнесу.

Прежде всего трудно согласиться с концепцией тотальной отмены налоговых льгот. Похоже, что законодатели совершенно не принимают во внимание, что, помимо фискальной функции наполнения доходной части бюджета, налог на прибыль организаций имеет регулирующую функцию. С его помощью государство может активно влиять на развитие экономики, придавая ему желательное направление, определяя приоритеты, одним из которых является расширение малого бизнеса. Само по себе снижение налоговой ставки не выступает фактором, стимулирующим рост производства. В то же время исчезла главная стимулирующая составляющая налога на прибыль, а именно инвестиционная льгота. К отрицательным социальным последствиям может привести отмена налоговой льготы предприятиям, применяющим труд инвалидов и пенсионеров. Среди них также немалое количество малых предприятий. Налоговые льготы служат мощным орудием в руках государства для регулирования экономических процессов, а в определенной мере и социальных процессов.

Малые предприятия, применяющие общеустановленную систему налогообложения, имели значительные льготы по налогу на прибыль. В настоящее время они продолжают применять установленные им льготы до срока их истечения. Это означает, что через год-два все льготы исчезнут.

С фискальной точки зрения вряд ли оправдает себя отмена повышенных ставок налога на определенные виды высокорентабельной предпринимательской деятельности. Теперь коммерческие банки, товарные биржи, брокерские конторы, страховые компании, посреднические организации, то есть те, кто перераспределяет национальный доход, вносят налог по единой ставке с теми, кто национальный доход создает, включая и предприятия малого бизнеса. Для высокорентабельных организаций налог снижен в большей степени, чем для остальных. Неосмотрительно потеряны доходы бюджета без видимого достижения какой-либо крупной экономической или социальной цели. А ведь можно было с тем же балансом бюджета дать определенные налоговые льготы малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям.

Особого рассмотрения заслуживает проблема налогового учета. Во всех странах бизнес строится на основе данных бухгалтерского учета. Не вызывает сомнения, что российские методы бухгалтерского учета давно пора модернизировать и приблизить к общепринятым методам в развитых зарубежных странах. Бухгалтерский учет должен в большей степени, чем у нас, отвечать потребностям и реальностям рыночной экономики. Но ведение одновременно бухгалтерского и налогового учета раздельно и самостоятельно друг от друга может дополнительно осложнить налоговую систему, в то время как ее необходимо упрощать. Кроме того, нужно иметь в виду, что налоговый учет в нашей стране совершенно не разработан. Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации возлагает решение этой проблемы на предприятия при определении их учетной политики для целей налогообложения. Естественно, что для многих малых предприятий это почти непосильная задача.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.