Рефераты. Финансовая устойчивость

2.           Анализ финансового состояния.

Финансовый анализ – более широкое понятие, так как оно включает анализ финансового состояния и анализ эффективности использования ресурсов предприятия, себестоимости его продукции, ассортиментной политики, а также анализ других направлений деятельности предприятия. Он является неотъемлемой частью разработки практически всех видов бизнес-планов и существенным элементом управления финансами в целом.

Анализ финансового состояния – это комплексное понятие, которое характеризуется системой финансовых показателей, оценивающих его платежеспособность, финансовую устойчивость, деловую активность, финансовые результаты и рентабельность работы организации.

Также различают внешний и внутренний анализ финансового состояния.

Внутренний анализ осуществляется с целью повышения эффективности управления предприятием и разработки управленческих решений, его результаты используются для планирования, контроля и составления прогнозов развития предприятия.

Внешний анализ может осуществляться всеми субъектами, интересующимися деятельностью предприятия в зависимости от своих интересов с использование данных публичной отчетности.

Под предметом финансового анализа необходимо понимать динамику финансовых показателей и причины их изменения, влияние изменения финансовых показателей друг на друга и на финансовое состояние предприятия в целом.

Таким образом, экономический анализ способствует повышению обоснованности бизнес-планов и нормативов, определению экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявлению и измерению внутренних резервов, усилению контроля за выполнением и оптимизацией хозяйственных решений.


1.2 Методические подходы к анализу финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия

Основная цель финансового анализа – получение максимального количества наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Не менее важное значение в организации анализа имеет методическое его обеспечение. От того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его результативность. Особое значение имеет разработка собственных или адаптация готовых компьютерных программ, позволяющих оперативно и комплексно исследовать результаты хозяйственной деятельности с использованием экономико-математических методов.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия проводится с помощью совокупности методов и рабочих приемов (методологии), позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Под методами финансового анализа понимаются способы подхода к изучению изменения финансовых показателей и взаимосвязей между ними.

При выполнении анализа выделяются следующие этапы:

– 1 этап – уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы;

– 2 этап – разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа;

– 3 этап – собирается и подготавливается к анализу необходимая информация;

– 4 этап – проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана исследуемого периода, фактическими данными прошлых периодов, с достижениями ведущих предприятий, средними по отрасли и т.д.;

– 5 этап – изучаются факторы и определяется их влияние на результаты деятельности предприятия;

– 6 этап – выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства;

– 7 этап – происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Выделяют следующие типы анализа:

1)                Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2)                Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

3)                Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем; таким образом, тренд есть перспективный, прогнозный анализ;

4)                Анализ финансовых коэффициентов – расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей;

5)                Сравнительный анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей отчетности фирмы с показателями дочерних фирм, подразделений, а также при сопоставлении показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными, с соответствующими показателями прошлых периодов;

6)                Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Все методы экономического анализа можно разделить на две большие группы – качественные и количественные. Качественные методы позволяют на основе анализа сделать качественные выводы о финансовом состоянии предприятия, уровне его ликвидности и платежеспособности, инвестиционном потенциале, кредитоспособности организации.

Количественные методы нацелены на то, что в процессе анализа оценить степень влияния факторов на результативный показатель, рассчитать уравнения регрессии для их использования в планировании и прогнозном анализе, найти оптимальное решение по использованию производственных ресурсов.

Количественные методы подразделяются на:

– статистические;

– бухгалтерские (метод двойной записи, балансовый метод);

– экономико-математические.

Способы и приемы количественного анализа включают такие традиционные методы, как:

– использование абсолютных, относительных и средних величин;

– сравнение;

– группировка;

– индексный метод;

– метод цепных подстановок;

– интегральный метод

К статистическим методам экономического анализа относятся:

– статистическое наблюдение – запись информации по определенным принципам и с определенными целями;

– расчеты средних величин;

– ряды динамики – абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы прироста;

– сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам;

– сравнение показателей;

– расчет индексов;

– детализация показателей.

При помощи бухгалтерских методов, а именно балансового метода можно проводить факторный анализ некоторых моделей и определять количественное влияние отдельных факторов на изменение анализируемого показателя. Особенно широко распространено использование данного метода при анализе правильности размещения и использования хозяйственных средств и источников их формирования.

Экономико-математические методы анализа применяются при решении конкретных аналитических задач и включают:

– методы элементарной математики;

– классические методы математического анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление;

– методы математической статистики, прежде всего корреляционно-регрессивный анализ, который наиболее распространен в практике;

– эконометрические методы;

– методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование;

– методы исследования операций: управление запасами, методы технического износа и замены оборудования;

При использовании экономико-математического моделирования отражение действительности осуществляется с помощью математических моделей – формул:

а) Кратные модели – модели деления;

б) Мультипликативные модели – модели умножения;

в) Аддитивная модель – модель сложения или вычитания;

В аналитической работе используются также методы моделирования:

– методы преобразования модели позволяют перейти от модели кратного типа, например, к аддитивной модели;

– методы расширения факторной модели используются при анализе рентабельности;

– методы сокращения факторной модели;

Метод использования абсолютных, относительных и средних величин применяется при анализе довольно часто. Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, ситуаций, как правило, начинается с рассмотрения абсолютных величин в натуральных или стоимостных измерителях. Эти показатели являются основными в финансовом учете. В анализе они используются для исчисления средних и относительных величин, которые незаменимы при анализе динамики явлений. С помощью относительных показателей строят временные ряды, которые характеризуют изменение того или иного показателя во времени (по отношению к базисному показателю, принятому за 100%). Аналитичность относительных показателей очевидна при изучении структуры экономического явления (доля в рассматриваемом показателе), при анализе интенсивности использования производственных ресурсов (например, производительность труда, фондоотдача, фондовооруженность и т.д.).

Особенность относительных показателей, которые часто выступают в виде коэффициентов, заключается в том, что их надо интерпретировать, давать им экономическое объяснение. И относительные, и абсолютные количественные показатели сами по себе зачастую недостаточно информативны и требуют дополнительно использования метода сравнения.

Средние величины позволяют обобщить совокупность типичных показателей, сравнить изучаемый признак по разным совокупностям.

Обязательным условием применения метода сравнения выступает сопоставимость показателей по содержанию и структуре (по кругу оцениваемых показателей, по ценам, по структуре выпуска продукции и ее реализации) с целью выявления черт сходства либо различий между ними.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.