Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение хозяйственной деятельности предприятия должно проводиться с учетом всех взаимосвязей. Ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связи с другим.
Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать их количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности [1]. Это делает анализ точным, а выводы обоснованными.
Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методами индукции и дедукции. Способ исследования причинных связей с помочью логической индукции заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения общих фактов к обобщениям, от причин к результатам. Дедукция – такой способ, когда исследование осуществляется от общих факторов к частным, от результатов к причинам. Индуктивный метод в анализе используется в сочетании и единстве с дедуктивным.
Использование диалектического метода в анализе финансовой деятельности означает, что каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Из этого вытекает необходимость системного подхода к изучению объектов анализа.
Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы, их систематизацию и синтез.
Детализация тех или иных явлений проводится в той степени, какая необходима для выяснения наиболее существенного и главного в изучаемом объекте. Она зависит от объекта и цели анализа.
Систематизация элементов производится на основе изучения их взаимосвязи, взаимодействия, взаимозависимости и соподчиненности. Это позволяет построить приблизительную модель изучаемого объекта (системы), определить его главные компоненты, функции, соподчиненность элементов системы, раскрыть логико-методологическую схему анализа, которая соответствует внутренним связям изучаемых показателей.
После изучения отдельных сторон экономики предприятия, их взаимосвязи и зависимости надо обобщить весь материал исследования. Обобщение (синтез) является ответственным моментом в анализе. При обобщении результатов анализа необходимо из всего множества изучаемых факторов отделить типичные от случайных, выделить главные и решающие, от которых зависят результаты деятельности.
Важной методологической чертой анализа финансовой деятельности, которая вытекает непосредственно из предыдущей, является разработка и использование системы показателей, необходимой для комплексного, системного исследования причинно-следственных связей экономических явлений и процессов в хозяйственной деятельности предприятия. От того, насколько полно и адекватно данная система отражает сущность изучаемых явлений, во многом зависят выводы по результатам анализа.
Количественное соизмерение взаимосвязей и взаимообусловленностей между показателями осуществляются с помощью определенных методик анализа.
Методика экономического анализа – официальный, общий для всех отраслей или частный, учитывающий специфику отрасли документ, содержащий перечень изучаемых показателей, классификацию факторов, их измерение, приемы, позволяющие количественно определить влияние отдельных факторов на изменение показателей, и являющийся одним из элементов механизма применения объективных законов к выявлению резервов улучшения финансового состояния, к процессу неуклонного роста производительности общественного труда, повышению эффективности использования каждого вида производственных и финансовых ресурсов [10].
Методика экономического анализа включает: его цели и задачи; совокупность изучаемых показателей; последовательность, периодичность и сроки проведения анализа; источники информации; приемы анализа; порядок оформления результатов и их оценку; конкретные службы и лиц, проходящих анализ.
Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Можно выделить среди них шесть основных методов:
– горизонтальный анализ;
– вертикальный анализ;
– трендовый анализ;
– метод финансовых коэффициентов;
– сравнительный анализ;
– факторный анализ [3].
Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Существующие методы проведения анализа подразделяются на общие, частные, методики анализа использования каждого вида производственных ресурсов, методы изучения частных и обобщающих показателей эффективности использования капитала, текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, финансового состояния и его прогнозирования.
В зависимости от видов экономического анализа можно выделить следующие методы его проведения:
– на уровне предприятия: внутриотраслевой, внутрицеховой, цеховой, анализ на уровне производственных объединений и отраслей;
– функционально-стоимостный, финансово-экономический, оперативный (ежедневный, декадный, недельный), предварительный, текущий и итоговый;
– эффективности использования основных и оборотных средств, формирования средств и источников средств, прибыли и рентабельности, объема и реализации продукции.
1.4 Порядок проведения общей оценки финансового состояния предприятия
Анализ финансового состояния – анализ, в процессе которого выявляется обеспеченность предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального течения производственной деятельности, целенаправленность их размещения и использования, четко определяются финансовые взаимоотношения с другими субъектами хозяйствования, платежеспособность самого предприятия и его рыночная устойчивость [7].
Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственно-финансовой деятельности, на основе которых составляются планы и делаются прогнозы на будущее. Производственная деятельность во многом зависит от финансового состояния.
Главная цель финансовой деятельности – решить где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимальной прибыли.
Основная задача анализа – своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, нахождение резервов улучшения финансового состояния предприятия, платежеспособности.
Данный вид анализа финансового состояния предназначен для общей характеристики финансовых показателей предприятия, определения их динамики и отклонений за отчетный период. Общая оценка финансового состояния предприятия проводится на основе данных бухгалтерского баланса с помощью одного из следующих способов:
– анализ непосредственно по данным баланса без предварительного изменения состава балансовых статей;
– анализ на основе построения уплотненного аналитического баланса путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей [8].
Анализ непосредственно по балансу – процесс довольно трудоемкий и неэффективный, так как большое количество расчетных показателей не позволяет выделить главные тенденции в финансовом состоянии организации. Однако по данным бухгалтерского баланса можно определить следующие основные финансовые показатели:
– стоимость имущества предприятия, которая выражается величиной итога бухгалтерского баланса;
– стоимость основных средств (итоговая строка раздела I бухгалтерского баланса);
– величина оборотных средств (итоговая строка раздела II баланса);
– величина собственных средств (итоговая строка раздела IV баланса);
– величина заемных средств – сумма показателей баланса, отражающих долго- и краткосрочные кредиты и займы (сумма итогов IV и V разделов) [1].
Проще и удобнее исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия при помощи сравнительного аналитического баланса, в который включаются основные агрегированные показатели бухгалтерского баланса. Сравнительный аналитический баланс сводит воедино и систематизирует расчеты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом. Схема аналитического баланса охватывает множество важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния предпринимательской организации, что позволяет упростить работу по проведению горизонтального и вертикального анализа основных финансовых показателей деятельности предприятия.
В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за отчетный период, а целью вертикального анализа является вычисление удельного веса показателей в общем итоге баланса предприятия. Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры: динамики и структурной динамики. Схема построения аналитического баланса приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Построение аналитического баланса [8]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25