Будучи сегодня недостаточно богатым для того, чтобы делать дешевые приобретения, российское государство из соображений самосохранения должно адекватно участвовать в сохранении и развитии культурного потенциала нации.
Бюджетные расходы в отрасли культуры сегодня малоэффективны ввиду воспроизводящегося действия следующих факторов:
· отсутствие рациональной и реалистичной дифференцированной культурной политики, включающей в себя четкие критерии определения приоритетных направлений действий и их финансирования;
· бессистемное финансирование объектов культуры, программ культурного развития, отдельных мероприятий;
· не отработанная экономическая модель ресурсного обеспечения отрасли;
· отсутствие разработанных критериев оценки экономической и социальной эффективности принимаемых и реализуемых решений.
Все это приводит к нерациональному распределению бюджетных и внебюджетных ресурсов в рамках отрасли.
Характеристика мирового опыта решения сходных проблем
В развитых странах объем культурной политики, осуществляемой государством, заметно меньше, чем в развивающихся, поскольку в первых сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности, в том числе и со стороны бизнеса и общественных организаций. Высокий уровень инфраструктуры этих государств позволяет обеспечивать развитие культуры в соответствии с общенациональными требованиями, для которых характерны следующие основные параметры[34,с . 156]:
· широкое понимание культуры как искусственного мира людей и рассмотрение культурной политики с точки зрения повышения качества жизни всех членов общества, а не только работников искусства и отрасли культуры;
· использование многоканальной модели финансирования объектов, учреждений культуры, социально значимых видов культурной активности;
· широкий доступ различных социокультурных групп к культурной информации;
· широкое использование учреждений культуры в просветительских и рекреативных целях;
· включение в категорию "национальное культурное достояние" не только объектов культуры, но и социально ценных видов деятельности;
· поддержание культурной элиты;
· широкое использование меценатства и спонсорства в сфере культуры за счет налоговых льгот тем, кто финансирует отдельные культурные объекты, мероприятия, виды культурной профессиональной деятельности;
· интенсивный международный культурный обмен.
Такие направления деятельности способствуют интенсивному использованию культурного потенциала развитых стран их гражданами.
Анализ политики в сфере культуры
В сложных условиях радикальных преобразований в Российской Федерации негативные последствия экономического кризиса в полной мере коснулись и российской культуры, которая практически находится в полной зависимости от государственной поддержки.
1990-е годы для российской культуры проявили две основных противоположных тенденции: формирование демократических основ государства обусловило резкий рост самодеятельности граждан. В стране сотнями возникали новые творческие коллективы, театры, музеи, творческие объединения. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, в том числе в сфере кинематографии и кинопроката, строивших свои отношения с деятелями искусства на рыночных принципах.
Советское государство делало основной акцент на массовые формы и уровни культуры (при одновременной поддержке исключительно тонкого слоя творческой элиты, необходимой для сохранения международного имиджа государства). Поэтому в стране существовала широкая сеть нежизнеспособных в иных экономических условиях клубных и культурно-просветительских учреждений. Все остальное в культуре - существовавшее между избранной элитой и низовым, массовым звеном, - находилось в состоянии стагнации и нарастающего кризиса.
Проявившись со всей силой именно в 1990-е годы этот кризис, в частности, характеризуется[40, с. 165]:
1. ухудшающимся состоянием материально-технической базы культуры;
2. отсутствием в музеях, театрах, библиотеках, архивах, учебных заведениях необходимого оборудования;
3. отставанием учреждений и предприятий культуры, искусства и кинематографии в области внедрения информационных и телекоммуникационных технологий;
4. дезинтеграцией единой системы кинопроката;
5. ухудшающимся состоянием сохранности недвижимых памятников истории и культуры, музейных экспонатов и архивных фондов;
6. отсутствием надлежащей системы государственного учета памятников истории и культуры;
7. информационной и культурной изоляцией многих регионов;
8. недостаточным количеством профессиональных сценических и филармонических площадок;
9. оттоком молодых и квалифицированных кадров
Кризисные явления в сфере культуры усугубляются как в связи с недостаточным государственным финансированием, так и в связи с неэффективностью существующих механизмов расходования бюджетных средств. Государственные ассигнования в настоящее время направляются преимущественно на финансирование существующей бюджетной сети, которое осуществляется по сметному принципу. Такая практика влечет:
1. распыление средств и недофинансирование учреждений культуры;
2. низкий уровень оплаты труда работников культуры;
3. невозможность концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях культурной политики;
4. недостаточные стимулы для учреждений культуры к зарабатыванию собственных средств, существование барьеров на пути объединения ресурсов государства и частного и корпоративного секторов, направляемых на развитие культуры.
Ключевые проблемы, на решение которых должна быть обращена государственная политика в сфере культуры, состоят в следующем[42, с.245]:
1. угроза невосполнимых потерь в культурном наследии;
2. замедление темпов модернизации и новаторства в культурной жизни - важнейших факторов саморазвития культуры и повышения социальной активности населения;
3. разрыв культурного пространства и сокращение участия России в мировом культурном обмене;
4. сокращение кадрового потенциала культуры в результате резкого снижения уровня доходов творческих работников, оттока в другие сектора экономики и миграции за рубеж;
5. снижение уровня обеспеченности населения культурными благами.
Алтайский краевой театр драмы - это старейший театр на Алтае, один из крупнейших театральных коллективов Западной Сибири. Организован в ноябре 1921 года на основе слияния лучших профессиональных театральных сил края в труппу Первого Государственного театра.
В 1936 году Барнаульский драматический театр становится стационарным, а в 1937 году, с образованием Алтайского края, получает статус Алтайского краевого театра драмы.
В 1991 году театру присвоено имя выдающегося писателя, кинорежиссера и актера, нашего земляка, Василия Макаровича Шукшина.
С 1997 года театром руководит Владимир Ильич Мордвинов, директор и председатель Художественного Совета театра.
В труппе театра более 40 артистов, среди которых народные артисты России Дементий Гаврилович Паротиков и Светлана Петровна Талалаева, заслуженные артисты России Алексей Николаевич Самохвалов, Людмила Петровна Лучкина, Георгий Тихонович Обухов, Ольга Леонидовна Кириченко, Николай Александрович Мирошниченко, заслуженная артистка Бурятии Надежда Павловна Царинина, ведущие актеры Виталий Махов, Галина Зорина, Татьяна Королева, большая группа творческой молодежи - выпускников факультета "актер театра и кино" Алтайского государственного института искусств и культуры.
В театральном сезоне 1999-2005 гг. Алтайский краевой театр драмы имеет в репертуаре около 20 постановок, и в своем творчестве ориентируется на лучшие образцы русской и зарубежной классики: "Три сестры" А.П. Чехова, "Счастливый день" и "Свои люди - сочтемся" А.Н. Островского, "Тартюф" Ж.-Б. Мольера, "Деревья умирают стоя" А. Касона.
В репертуаре широко представлена современная комедия: пьесы сибирских авторов С. Лобозерова "Семейный портрет с посторонним", В. Гуркина "Кадриль" и И. Муренко "Шутки в глухомани", комедии Л. Корсунского "Незамужняя женщина" и Н. Птушкиной "Пока она умирала".
Современная зарубежная драматургия представлена в репертуаре итальянскими комедиями К. Манье "Удачливый проказник" и Дж. Маротта и Б. Рандоне "Утешитель вдов".
В театре открыта Малая сцена - своеобразная творческая лаборатория для экспериментальной драматургии. В репертуаре Малой сцены спектакли: "Голоса человека" Ж. Кокто, "Поэма лета" по пьесе Т. Уильямса "И вдруг минувшим летом" и "Страницы жизни и любви" по произведениям А. Вертинского и Э. Пиаф.
Для юного зрителя театр имеет в своем репертуаре спектакли-сказки "Горя бояться - счастья не видать" С. Маршака, "Иван-царевич" Ю. Кима, "Василиса Прекрасная" С. Прокофьевой, Г. Сапгир, веселое представление "38 попугаев" Г. Остера. В декабре 2005 года состоится премьера знаменитой театральной сказки Е. Шварца "Снежная королева".
Государственное учреждение культуры Алтайский краевой театр драмы создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Алтайского края. Зарегистрировано постановлением Главы Администрации Центрального района г. Барнаула от 21 июня 1995 года. Регистрационный номер 002997 ЦН.
Адрес учреждения: 656002, Алтайский край, г. Барнаул , ул. Пионеров - 2
В своей деятельности Алтайский краевой театр драмы руководствуется Законом о культуре, Гражданским кодексом РФ и Уставом, а также другими нормативными актами РФ и Алтайского края.
Учредителем театра является Алтайский край в лице Министерства имущественных отношений Алтайского края. Театр находится в отраслевом подчинении Министерства культуры Алтайского края.
Полное наименование учреждения: Государственное учреждение культуры «Алтайский краевой театр драмы». Краткое наименование ГУК «Алтайский краевой театр драмы».
Театр является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банке, печать со свом наименованием , бланки и другие реквизиты.
Театр от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Театр не отвечает по обязательствам государства, его органов. Государство не отвечает по обязательствам театра.
Театр отвечает по своим обязательствам в пределах денежных средств, находящихся в его распоряжении, а в случае их недостаточности - субсидиарную ответственность несет собственник имущества.
Целью деятельности театра является формирование и удовлетворение потребностей населения Восточно- Сибирского региона в сценическом искусстве, развитие театра, как вида искусства и искусства в других регионах России и за рубежом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15