Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях речь идет не о практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.
Четвертый и последующие уровни задач культуры связаны уже с дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты (“экономическая культура”, “военная культура”, “культура торговли”, “религиозная культура”, “педагогическая культура” и т.п.) и системы критериев качества осуществления тех или иных социальных задач (“культура труда и потребления”, “культура быта”, “культура языка”, “культура научного мышления”, “культура художественного творчества” и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и качественные параметры результатов) в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым технологическим нормам в соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с точки зрения социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились в ценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно “проф. культурой” и “культурой образа жизни”.
Таким образом, во всем многообразии задач культуры можно выделить такие “профильные” направления, как социально-интегративное, организационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное и оценочное.
При оценке искусства и культуры необходимо использовать ряд показателей, которые будут характеризовать состояние объектов искусства и культуры в динамике. Так в таблице 1.1 приведены показатели оценки культуры и искусства на территории г. Барнаула за 2003- 2004 годы
Таблица 1.1
Показатели оценки искусства на территории Барнаула за 2003- 2004 годы [19, с. 176]
№ п/п
П О К А З А Т Е Л И
Единица измерения
2003г.
2004 г.
Темп роста, (снижения) ( % )
I. СЕТЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1.
Дворцы культуры - в с е г о
ед.
7
100
- в них мест
мест
4250
в том числе:
Дворцы культуры в муниципальном ведении
3
1350
2.
Обеспеченность населения зрительскими местами в учреждениях клубного типа
мест на 1 тыс.жителей в % к нормативу
5,9 39,2
5,9 39,0
100 99,5
3.
Кинотеатры
6
5
83,3
-в них мест
3890
3100
79,6
- количество зрительных залов в кинотеатрах
9
66,7
- обеспеченность населения зрительскими залами кинотеатров
залов на 100 тыс. жителей в % к нормативу
1,2 20,7
0,83 13,8
69,2 66,5
4.
Массовые библиотеки - в с е г о
53
51
96,2
42
- в муниципальном ведении.
Библиотеки, входящие Централизованную библиотечную систему, в них библиотечный фонд
ед. тыс. экз.
20 793,6
20 800,9
100 100,9
Продолжение табл.1.1
Библиотеки, входящие в Централизованную детскую библиотечную систему, в них библиотечный фонд
22 709,3
22 705,8
5.
Филармония
1
6.
Музеи
2
200
Обеспеченность города музеями
в % к нормативу
10
20
Основной фонд экспонатов в нем
тыс. экз.
30,2
30,6
101,3
7.
Картинная галерея Основной фонд экспонатов в ней
1 7,6
1 7,9
100 104
8.
Фонд историко-культурных памятников
9.
Музейно-выставочный комплекс
10.
Профессиональные театры
в них мест
1250
Обеспеченность населения зрительскими местами в профессиональных театрах
мест на 1 тыс. жителей в % к нормативу
1,7 43,2
1,7 43
11.
Парки культуры и отдыха
Обеспеченность населения парками культуры и отдыха
12.
Количество аттракционов в парках культуры и отдыха и на площади города - в с е г о ,
Центрального района
16
Автозаводского района
Комсомольского района
Продолжение табл. 1.1
13.
Учреждения дополнительного образования - в с е г о
22
Количество учащихся и студентов в них,
чел.
7686
7656
99,6
- Музыкальное училище в нем студентов
ед. чел.
1 273
1 276
100 101,1
- Колледж искусств в нем учащихся
1 950
1 915
100 96,3
- Лицей искусств в нем учащихся
1 1032
1 1100
100 106,6
- Детские музыкальные школы в них учащихся
7 2640
7 2562
100 97,1
- Детские школы искусств в них учащихся
5 1527
6 1710
120 112
- Детские художественные школы в них учащихся
ед. чел
3 394
100 100
- Детская музыкально-хоровая школа в ней учащихся
1 245
- Детская музыкально-художественная школа в ней учащихся
1 303
-Детская художественная школа “Керамика” в ней учащихся
1 151
-Детский музыкальный центр в нем учащихся
1 171
- -
II. МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ
Количество культурно-массовых мероприятий - всего,
403
408
101,2
- фестивалей
- массовых праздничных мероприятий
11
- конкурсов и концертов художественной самодеятельности
382
387
Количество спектаклей, показанных театрами города - в с е г о ( с учетом выездных ),
747
837
112
- драматическим театром “Колесо”
251
256
102
- театром кукол
296
351
118,6
- театром юного зрителя “Эксперимент”
230
115
Число зрителей, посетивших театры - в с е г о ( с учетом выездных ),
тыс. чел.
213
173,2
81,3
- драматический театр “Колесо”
105
113,6
108,2
- театр кукол
44,5
46,5
104,5
- театр юного зрителя “Эксперимент”
63,5
13,1
20,6
Обновление репертуара в театрах:
Количество новых спектаклей - в с е г о,
12
13
108,3
4
150
75
Количество мероприятий, проведенных в краеведческом музее - всего,
511
1170
229
- выставок
28
15
- лекций, экскурсий и других мероприятий
551
1142
207
Число зрителей, посетивших краеведческий музей
Количество мероприятий, проведенных в картинной галерее- всего,
231
158
68,4
в том числе
29
27
93
- экскурсий
202
131
64,9
Число зрителей, посетивших картинную галерею
152
137,3
90,3
Количество концертов, проведенных филармонией - в с е г о,
257
233
90,7
-собственным симфоническим оркестром
40
185
в 4,6 раз
Число зрителей, посетивших филармонию
85,3
31,6
37
III. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ ГОРОДА
Окончание табл. 1.1
Книжный фонд - в с е г о в том числе в детских библиотеках
тыс. экз. тыс. экз.
1502,9 709,3
1536,7 705,8
102,2 71,6
Количество читателей - всего, в том числе детей
тыс. чел. тыс. чел.
125,5 52,6
130,4 54,5
103,9 103,6
Книговыдача, в том числе в детских библиотеках
2644,3 1153,8
2718,1 1152,4
102,8 99,9
Количество посещений - всего, в том числе в детских библиотеках
тыс. раз тыс. раз
755,8 348,4
801,2 363,3
106 104,3
Средняя посещаемость одним читателем - всего, в том числе в детских библиотеках
раз раз
6 6,6
5,8 7,0
96,7 106
Средняя читаемость на одного читателя - всего, в том числе в детских библиотеках
экз. экз.
21,1 21,9
20,6 21,0
97,6 95,9
Книгообеспеченность на одного читателя - всего, в том числе в детских библиотеках
12 13,5
10,6 12,9
8,3 95,6
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15