– максимального использования этой информации внешними и внутренними пользователями в своих коммерческих интересах для обоснования и принятия оптимальных управленческих решений.
С расширением круга пользователей учетной информации о финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, целью которой является извлечение прибыли, приращение капитала и повышение конкурентоспособности, существенно возрастает интерес участников экономического процесса к объективной и достоверной информации об их финансовом положении и деловой активности. Все субъекты рыночных отношений – собственники, акционеры, инвесторы, аудиторы, банки, биржи, поставщики и покупатели, страховые компании и рекламные агентства – заинтересованы в однозначной оценке финансовой состоятельности, конкурентоспособности и надежности своих партнеров /19/.
Рыночные условия хозяйствования поставили коммерческие организации (предприятия) перед фактором открытой сферы деятельности в системе неопределенности и повышенного риска. С одной стороны, такие предприятия получили право свободно распоряжаться собственными средствами, самостоятельно заключать хозяйственные контракты и сделки на внутреннем и внешнем рынках, что заставило их самостоятельно заниматься поиском надежных потенциальных партнеров и качественно оценивать их финансовую устойчивость и платежеспособность. С другой стороны, предприятия с большим интересом стали относиться к оценке собственных возможностей: могут ли они отвечать по своим обязательствам; эффективно ли используют имущество; окупаются ли вложенные в активы средства; целесообразно ли расходуется чистая прибыль и др. Для того чтобы квалифицированно отвечать на эти вопросы, бухгалтерские и финансовые службы организации должны обладать специальными знаниями для проведения финансового анализа, умением пользоваться имеющимися методическими разработками.
Вследствие актуальности и практической значимости познания и систематизации теоретических положений и организационно-методических подходов к проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий за последние годы изданы монографии, учебники и учебные пособия по этой проблематике. Имеются переводы на русский язык зарубежной литературы, где раскрываются сущность, содержание и особенности анализа и оценки финансового положения экономических субъектов рыночных отношений в различных странах.
По мнению одних российских ученых, цель финансового анализа состоит в оценке «текущего и перспективного финансового состояния предприятия,… в прогнозировании положения предприятия на рынке капиталов» /12/. Другие полагают, что целью анализа является, «…получение наибольшего числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия» /8/. Зарубежные ученые считают, что цель финансового анализа состоит в том, «…чтобы вынести правильные суждения о прошлом, текущем и будущем состоянии бизнеса и эффективности управления им» или анализ «…заключается в применении аналитических приемов и техники вычислений к данным отчетности для получения полезной информации,… которая отражает результаты и последствия ранее принятых управленческих решений и служит источником прогнозирования показателей будущих периодов» /22/.
Основываясь на разработанных на сегодняшний день концептуальных теоретико-методологических положениях науки анализа хозяйственной деятельности, можно дать такую формулировку финансового анализа.
В самом общем виде финансовый анализ представляет собой систему способов исследования хозяйственных процессов о финансовом положении предприятия и финансовых результатах его деятельности, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов, по данным бухгалтерской отчетности и некоторых других видов информации (организационно-правовой, нормативно-справочной, статистической и др.).
Цель финансового анализа состоит в:
· объективной оценке финансового состояния предприятия, его платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности;
· выявлении путей увеличения собственного капитала, чистых активов, доходности акций и улучшения использования заемных средств;
· разработке прогнозов роста (снижения) финансовых результатов и аргументированных предсказаний о степени реальности банкротства финансовой несостоятельности) предприятия и на этой основе – в выработке вариантов обоснованных управленческих решений как внутренними, так и внешними пользователями данной аналитической информацией в целях повышения эффективности хозяйствования, укрепления долгосрочных экономических связей с партнерами.
Принципами финансового анализа являются: непрерывность (регулярность) наблюдения за состоянием и развитием финансовых процессов; преемственность; объективность; научность; динамичность; комплексность; системность; практическая значимость; существенность; надежность; согласованность и взаимоувязка данных форм бухгалтерской отчетности; ясность в интерпретации результатов финансового анализа; обоснованность и оперативность в принятии управленческих решений /15/.
Для выявления принципиальных особенностей в содержании и организации финансового анализа используются такие классификационные признаки как: цель и задачи анализа; объект анализа; субъект анализа; организация анализа; информационная база; доступность информации; пользователи информации; системы учета; измерите ли информации; использование методов; направленность анализа; свобода выбора в проведении анализа; формы обобщения; вид анализа; степень надежности; место принятия решений по результатам анализа, таблица 1.1.
Таблица 1.1 Принципиальные особенности в содержании и организации финансового анализа
Классификационные признаки
Финансовый анализ
1. Цель анализа
Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала, платежеспособности и финансовой устойчивости, рентабельности и использования прибыли; прогнозирование доходов и потоков денежных средств; выявление дивидендной политики, осуществляемой собственниками
2. Объект анализа
Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение
3. Субъекты анализа (исполнители)
Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм; специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии; кредитные агентства и др.)
4. Организация анализа (периодичность проведения)
Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию – ежеквартально, в статистическое управление – ежеквартально) и т.д.
5. Информационная база анализа
Бухгалтерская отчетность (ф. №1, 2, 4, 5,6)
6. Доступность информации
Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности
7. Потребители информации
Акционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты ЦБ, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения, органы исполнительной власти, статистические управления, учреждения социальной защиты населения
8. Использование систем учета
Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности
9. Измерители информации
Преимущественно стоимостные измерители
10. Использование методов анализа
Группировки, установление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа
11. Направленность анализа
Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты
12. Свобода выбора в проведении анализа
Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности
13. Формы обобщения
Табличный материал с исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемые с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных
14. Вид анализа
Внешний, ретроспективный, тематический
15. Степень надежности
Во многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма ее получения.
16. Место принятия решений по результатам анализа
За пределами деятельности анализируемого предприятия, чаще всего на базе завуалированных данных и даже умышленно искаженных, фальсифицированных предприятиями, представляющими отчетность для обнародования в целях избежания, например, чрезмерного налогообложения и т.п.
В финансовом анализе применяется широкий спектр его видов, методов и приемов: структурный, структурно-динамический, трендовый (перспективный), межхозяйственный анализ; коэффициентный анализ; факторный анализ с использованием методов цепных подстановок, интегрального, корреляционного, регрессионного и экспоненциального анализа, а также такие распространенные приемы, как абсолютное сравнение достигнутых уровней, расчет абсолютных и относительных отклонений, долевого участия, детализация показателей на составляющие; группировка, дисконтирование, моделирование исходных факторных систем и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21