Рефераты. Анализ эффективности управления финансами предприятия (на примере ОАО "Нефтекамск-Лада-Сервис")

1.3 Система финансового менеджмента в России


Управление предприятием заключается в умении рационально распоряжаться денежными средствами и другими ресурсами. Вместе с системой прогнозирования и планирования и методами принятия решений в области менеджмента понимание принципов и технологий финансового управления деятельностью предприятия является необходимым условием развития бизнеса.

Изменения в экономике России, связанные с переходом к рыночным отношениям, требуют от руководителей организаций новых способов и подходов к технологиям управления, в том числе в области финансового менеджмента. Анализ финансово-экономических результатов российских организаций в современных условиях показывает, что ухудшение их положения связано с отсутствием профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью. Большинство предприятий России пока ориентируется на выживание путем продажи ликвидных основных фондов, поиска краткосрочных источников финансирования, диверсификации производства. Но отсутствие системности приводит их к нулевой результативности используемых методов и распылению имеющихся финансовых ресурсов. Чтобы избежать этих недостатков, необходимо построить для предприятия эффективную систему финансового менеджмента.

Термин «финансовый менеджмент» в 90-х годах XX-го столетия пришел в Россию из зарубежной практики. Но специфика условий отечественного рынка, быстро меняющееся экономическое законодательство, особенности налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности делают прямое использование зарубежных моделей управления финансами для российских условий неприемлемыми. Кроме того, нет единого подхода к определению термина «финансовый менеджмент».

Финансовый менеджмент - саморегулирующаяся финансовая система на уровне коммерческой организации, которая взаимодействует с внешней средой и ее функционирование направлено на достижение общих целей управления предприятием. Финансовый менеджмент коммерческой организации входит в состав финансового управления наряду с финансово-кредитным механизмом государства и управлением финансами в некоммерческих организациях.

Функционирование любого хозяйственного субъекта в фазах цикла его развития состоит из большого количества различных процессов и подпроцессов. В зависимости от фазы цикла, типа субъекта, его размера и вида деятельности отдельные процессы могут занимать в нем ведущее место, некоторые же могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие процессов, можно выделить основные, которые охватывают деятельность любой коммерческой организации. Это - производственная, сбытовая, финансовая, деятельность по управлению персоналом. Управление каждым из этих процессов является элементом или подсистемой управления в общей системе управления организацией.

При построении подсистемы финансового менеджмента необходимо учитывать несколько принципов:

-адаптивность: подсистема финансового менеджмента не обособлена рамками предприятий, а постоянно учитывает изменения внешней среды и своевременно вносит коррективы в систему;

-функциональность: соответствие реализации механизма финансового менеджмента (и изменения в нем) поставленным общим целям организации;

-комплексность: взаимодополнение отдельными приемами и методами друг друга.

В своем развитии любая организация проходит несколько фаз:

0 фаза - регистрация, становление нового продукта, новой технологии, новых основных фондов, нового персонала, новой системы управления. Организацией осуществляется разработка рынка. С точки зрения экономических показателей эта фаза характеризуется большими издержками и низкой отдачей капитала, т.е. возможна отрицательная рентабельность. Цель фазы - выживаемость организации в условиях конкурентной борьбы, осуществление нововведений. В финансовых подцелях она реализуется как оптимизация риска при осуществлении нововведений.

1 фаза - рост производства продукции, выручки, прибыли, рост самой организации (реорганизация), увеличение численности управленческого персонала, расширение их функций, происходит децентрализация полномочий. Организация закрепляется на рынке и увеличивает долю рынка. Цель этой фазы - увеличение объема выручки, рост прибыли для выплаты дивидендов и осуществления будущих нововведений. Финансовые подцели оптимизация прибыли, организация финансового контроля.

2 фаза - стабилизация производственного процесса и процесса управления. Замедляется и постепенно прекращается рост выручки и прибыли при слабоизменяющихся объемах производства. Сохраняются большие поступления средств, но не имея возможности наращивать объемы сбыта, организация не инвестирует в расширение существующего производства, следовательно, имеет положительный денежный поток, что дает возможность увеличить выплату дивидендов. Организация ищет варианты диверсификации и нововведений, выделяются центры финансовой устойчивости, устанавливаются корпоративные отношения. Цель фазы - сокращение текущих издержек, поддержание приемлемых объемов продаж для загрузки оборудования. Финансовые подцели - организация финансового контроля, обеспечение финансовой гибкости.

3 фаза - кризис в развитии организации, выражающийся в снижении объемов производства, сокращении выручки, росте издержек, снижении и отсутствии прибыли, что находит выражение в отрицательной величине денежного потока или росте задолженности организации. В управлении происходит сокращение персонала, концентрация полномочий в верхних уровнях иерархии. Организация осуществляет жесткий контроль за издержками. Цель фазы - избежание банкротства и крупных финансовых неудач, что определяет финансовые подцели: организация финансового контроля, оптимизация риска осуществляемых мероприятий [10, с.34].


Таблица 1.1 - Ранжирование методов финансового менеджмента по фазам жизненного цикла организации с точки зрения приоритетности их использования

Методы, реализующие стратегические цели

Методы текущего управления

Методы, реализующие стратегические цели

0-я фаза: прогнозирование инвестирование ценообразование

1-я фаза: планирование бюджетирование ценообразование система расчетов

3-я фаза: прогнозирование инвестирование антикризисное управление


2-я фаза: планирование финансовый анализ методы, связанные со снижением издержек распределение ответственности и полномочий



При дальнейшем развитии организации происходит повторение вышеуказанных фаз. Причем 0-я фаза для нововведений может совпадать по времени с фазами стабилизации и кризиса. Такое совпадение обеспечивает возрастающий тренд экономических результатов и поддерживает снижение показателей не ниже уровня максимума предыдущего цикла. На каждой фазе жизненного цикла организации работают практически все методы и инструменты финансового менеджмента. Но можно выделить наиболее важные из них, исходя из целей этапа. Для каждой организации из этого набора необходимо выбрать методическое обеспечение, соответствующее той фазе, на которой она находится. Проведенное ранжирование методов и инструментов финансового менеджмента по фазам жизненного цикла организации с точки зрения приоритетности использования каждой из них приведено в таблице 1.

Для этого использована теория “неточных высказываний”, где выделено 4 уровня ранжирования на основе «нечетких посылок»:

-        очень важные (1);

-        важные (2);

-        скорее важные (3);

-        возможно важные (4).

В дальнейших исследованиях возможно математическое моделирование в принятии оптимальных решений по использованию методов финансового менеджмента с учетом экспонентных функций нечетких высказываний.

В зависимости от фазы цикла развития организации изменяется и структура распределения ответственности и полномочий во всей системе менеджмента и в подсистеме финансового менеджмента.


Таблица 1.2 - Изменение структуры управления организацией и подсистемой финансового менеджмента

Простая (линейная, функциональная)

Ответственность по установлению финансовых отношений берет на себя главный бухгалтер

Расширение полномочий, рост количества отделов (линейно-штабная, дивизиональная)

Обособление специальной финансовой службы под руководством финансового директора

Создание корпораций (дивизиональная)

Сохранение в центральном аппарате управления централизованной службы финансового директора и выделение финансовых отделов в дивизиональных подразделениях

Простая (за счет отделения юридических лиц, продажи бизнесов, сокращения подразделений)

Сокращение структуры финансового менеджмента за счет передачи части финансовых служб в обособленные предприятия и уменьшения численности аппарата финансового управления


С развитием организации претерпевает изменение информационная система финансового менеджмента. При становлении организации идет постановка системы традиционного финансового учета - разрабатываются формы первичной документации, формируется документооборот финансового менеджмента. Для целей внутреннего учета и принятия финансовых решений используются только отдельные показатели управленческого учета.

С увеличением объема продаж и ростом организации информация в разрезе финансового учета уже не отвечает требованиям внутреннего финансового управления, т.к. предназначена для внешних контролирующих органов. Поэтому необходим переход от отдельных показателей к постановке системы управленческого учета и модернизация информационной системы для повышения ее оперативности.

Децентрализация организационной структуры, выделение хозрасчетных подразделений на фазе стабилизации приводит к необходимости организации финансовых служб на уровне подразделений и создания консолидированной информационной системы, объединяющей эти службы.

На фазе кризиса, стремясь избежать убытков, руководство осуществляет реструктуризацию своего предприятия. В соответствии с изменением организационной структуры изменяются информационные потоки, концентрируются полномочия по принятию финансовых решений в верхних эшелонах власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.