Рефераты. Наука и власть. Наука в условиях тоталитаризма и доктринальной идеалогии

Подытоживая все изложенное, можно сказать, что роль интеллигенции в зарождающемся государстве должна сводится к тому, чтобы довести до народа идеи новой власти. Своим социальным статусом, культурой и глубиной, при использовании хорошо понятной идеи, интеллигенция, как никакой другой представитель общества, способна убедить, вдохновить и повести за собой людей. Таким образом власти нужны люди, производящие легитимизацию новой власти, по другому, поддерживающие ее политику и желающие изменить государство в соответствии с ней.


ВЕСНА

Как и ожидалось, в период после 1917 г. произошли коренные изменения в области государственного устройства. Но для полного понимания роли интеллигенции в грядущих преобразованиях необходимо привести один отрывок из книги В.Ленина “Империализм, как высшая стадия капитализма” [6.т.30.стр.131 - 138]: “Во - вторых. Гражданские войны - тоже войны. Кто признает войну классов, тот не может не признавать гражданских войн, которые во всяком классовом обществе представляют естественное, при известных обстоятельствах неизбежное продолжение, развитие и обострение классовой борьбы. Все великие революции подтверждают это. Отрицать гражданские войны или забывать о них - значило бы впасть в крайний оппортунизм и отречься от социалистической революции.” Как видно, гражданские войны не только предполагались, но и считались необходимостью становления нового государства. Несомненно необходимо понимать, что ситуация хаоса в стране, когда смешение социальных слоев, профанация всего плохого а затем и всего остального должна была вынудить ученых приостановить свою научную деятельность из-за невозможности ее продолжения, а часто просто из-за угрозы для жизни. Интересна в этом плане одна из фраз В.И. Ленина, где он сам косвенно указывает на политическую атмосферу того времени: “Но вместе с тем буржуазия видит в большевизме почти только одну его сторону: восстание, насилие, террор.” [6. т.41. стр.74-90. “Детская болезнь “левизны” в коммунизме”]. В этой ситуации многие из тех, кому предлагали начать спокойную, мирную жизнь за рубежом и все возможности для продолжения научной деятельности выбрали именно это. Взять хотя бы изобретателя вертолета Сикорского или изобретателя телевидения Нипкова, они были выходцами из революционной России. Тем более, что внутренняя научная этика во многом диктует невмешательство в политику, а только возможность занятия научной деятельностью и существования за счет этого. Хотя эта позиция внутренней этики во многом была и остается спорной и сейчас. Взаимоотношениям ученого с самим собой и внутри научного сообщества будет посвящена одна из последующих глав.

Но между тем у В.Ленина была своя политика, он прекрасно понимал роль науки в становлении нового государства. Одним из главных лозунгов той эпохи был лозунг о просвещении. Всюду распространялся призыв об получении образования, о преумножении научного потенциала, ученым обещали невероятные перспективы развития науки в новом, свободном государстве. Несомненно, это был не просто пропагандистский ход. Ленин прекрасно понимал роль науки в развитии новой республики. Для нового государства не так важна физическая власть, сколько власть духовная, власть над сознанием людей, так, чтобы любая домохозяйка, любой грузчик умели и могли яростно доказывать правильность о необходимость идей Ленина, правильность нового государственного строя.  И эту власть можно добиться только одним способом - объяснением. И самым практичным и реальным способом этого объяснения могла стать только своя, Ленинская, система всеобщего образования. В доказательство приведем выдержку из статьи “О пролетарской культуре.” [6. т.41 стр.336]:

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ

1. В советской рабоче-крестьянской республике вся постановка дела просвещения, как  в политико-просветительской работе вообще, так и специально в области искусства, должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т.е. за свержение буржуазии, за уничтожение классов, за устранение  всякой эксплуатации человека человеком.

2.Поэтому пролетариат как в лице своего авангарда, коммунистической партии, так и в лице всей массы всякого рода пролетарских организаций вообще, должен принимать самое активное и самое главное участие во всем деле народного просвещения.”

Следующим шагом становления нового государства должен стать “план работ по воссозданию всего народного хозяйства и доведению его до современной техники”. Здесь уже встает вопрос об использовании образования и научного потенциала ученых уже по прямому назначению. Вот зачем Ленину нужно было в течении предыдущих 4-х лет убеждать научных работников в их необходимости для нового государства. Конкретные шаги в эту сторону были предприняты с начала 1921 г. 21 февраля издается указ “Об едином хозяйственном плане” [6 т.42 стр. 346], где указывается: “Задача коммунистов внутри “Горэло” - поменьше командовать, вернее вовсе не командовать, а подходить к специалистам науки и техники...”

Также  является необходимым отметить один указ, изданный приблизительно за месяц до этого. Новому государству нужны достижения. Нужны для того, чтобы доказать свою значимость, чтобы доказать то, что новое государство не стоит на месте, оно растет, движется, а также чтобы вдохновить население на дальнейший рост и развитие. Хорошо понимая и многократно доказывая это [напр. 6. т.41 стр.299 “Задачи союзов молодежи”], Ленин издает постановление “Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И.П. Павлова и его сотрудников.” [6. т.42. стр. 262-263], где постановляет полностью обеспечить академика всем для его жизни и научной работы вплоть до того, чтобы обставить его квартиру “максимальными удобствами” и “предоставить академику Павлову и его жене специальный паек, равный по калорийности двум академическим”.  Также, наверняка это постановление было принято по какой-то негласной личной договоренности, потому что текст постановления явно не направлен на спасение науки вообще. Может возникнуть мнение, что Ленин был заботливым человеком, просто хотел позаботится о бедствующем ученом. Но на самом деле в целом текст постановления напоминает больше заботу не о светиле науки, а о рабе. Впрочем, такая тенденция сохранится и дальше. Уже через много лет, в 1957 году, Лев Ландау говорил: “…Я низвергнут до уровня раба, и это все определяет.”

Таким образом для отношения науки и власти в период становления, “весны”, нового государства характерны следующие тенденции:

· Наука должна служить делу просвещения населения, объяснять преимущества и необходимость нового государственного строя, напоминать о пользе и важности новых государственных преобразований.

· Наука должна заниматься своими прямыми обязанностями - помогать создавать новое государственное устройство с помощью своих знаний, опыта, компетентности.

·Наука должна вдохновлять население нового государства своими открытиями, подтверждая правильность существующего строя повышением эффективности своей работы, а также давать новые, невероятные перспективы экономического роста и роста благосостояния.


ЛЕТО

Период истории, наступивший после смерти Ленина в 1924г., можно смело назвать периодом зрелости советского государства. Народные бунты по всей территории уже созданного СССР были в основном подавлены, перспективы развития государства шли уже далеко за индустриализацию и создания советского государства в одной, отдельно взятой стране. Для разъяснения последующих событий и взаимоотношений внутри страны следует привести следующий отрывок из книги В.Ленина “Империализм, как высшая стадия капитализма” [6.т.30.стр.131 - 138]: “В - третьих, победивший в одной стране социализм отнюдь  не исключает разом вообще все войны. Наоборот, он их предполагает. Развитие капитализма совершается в высшей степени неравномерно в различных странах. Иначе и не может быть при товарном производстве. Отсюда непреложный вывод: социализм не может победить одновременно во всех странах. Он победит первоначально в одной или нескольких странах, а остальные в течении некоторого времени останутся буржуазными, или добуржуазными. Это должно вызвать не только трение, но и прямое стремление буржуазии других стран к разгрому победоносного пролетариата социалистического государства. В этих случаях война с нашей стороны была бы законной и справедливой. Это была бы война за социализм, за освобождение других народов от буржуазии. Энгельс был совершенно прав, когда в своем письме Каутскому от 12 сентября 1882 года прямо признавал возможность “оборонительных войн” уже победившего социализма. Он имел в виду именно оборону победившего пролетариата против буржуазии других стран.”

Именно это, видимо, стало отправной точкой политики И.В. Сталина. У революции могло быть только два пути: или капитализация, или “сверхпроизвол самозванца”  (Сталина) [2]. В результате взяло верх второе, и вся последующая линия политических преобразований стала либо подготовкой к войне, либо самой войной. Сама эта политика определяет не столько физическую, сколько духовную власть. Другими словами, победа делается не на полях сражений, а в душах людей, когда народ одерживает победу не в физическом, а в духовном смысле. Для победы в войне необходимо, чтобы война была воистину народной, чтобы граждане были готовы не задумываясь отдать все, начиная с вещей и кончая собственной жизнью. Но, как ни странно, эта политика подготовки к войне стала для многих выражением русской национальной идеи, говоря более понятным языком, русской души. Такая политика говорила о соборности русского народа, как собранности человеческих душ в некотором единстве, прежде всего - единстве в борьбе за справедливость и светлое будущее. В этой идее воплотился образ единства “верхов и низов”, “власти и народа”, исходное согласие, изначальное единство идеалов и интересов всех советских людей, независимо от их возраста и социального положения (см. “Возможен ли вообще либерализм в России?”). Это не время развития, да и вообще существования инакомыслия, не время обсуждения власти и политического курса, не время отвлечения вообще на что-либо, кроме задач партии и правительства.

Также следует отметить следующий факт. Для науки эти изменения начались приблизительно с 1929 г., когда закончился период гражданской войны, началась индустриализация и “подъем” сельского хозяйства. На этом этапе отношение к науке разделилось. Например, для авиационных КБ, призыв не отвлекаться вообще на что-либо, кроме задач партии и правительства был связан на прямую с их научной деятельностью, и таким образом ученая интеллигенция, трудящаяся там, получила все необходимые условия для работы, а именно, возможность практически круглосуточной работы, обеспеченность в быту, внимание и уважение к себе.

Но другим повезло меньше. Как было сказано выше, для установления власти было необходимо уничтожить так называемые “очаги инакомыслия”. Для условий такого “предвоенного” времени процесс уничтожения производился силовым путем. Трудно сказать, по каким признакам спецслужбы выбирали очередной “очаг”, но его устранение было одинаковым: объявление в СМИ несостоятельности, а затем устранение вплоть до физического. Как известно, для содержания и “перевоспитания” инакомыслящих была создана широкая сеть исправительных лагерей, в которых быт и атмосферу жизни ученых подробно описал А.И.Солженицын.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.