Б) Определите распределение терминов в суждении
1. Все студенты второго курса успешно сдали экзамены
2. Некоторые студенты второго курса не являются отличниками
Ни один студент второго, курса не является неуспевающим
4. Некоторые студенты второго Курса сдали экзамены с оценкой "отлично"
5. Акциз - косвенный налог на
товары, реализуемые на внутреннем
рынке частными фирмами
1. S - распределен, Р - не распределен
2. S и Р распределены
3. Ни S, ни Р не распределены
4. S - не распределен, Р - распределен
Задание 5. Решите задачу и выполните упражнения
А) Абитуриент, сдававший вступительные экзамены в МГУ, - получил тройку за решение следующей задачи: „Стороны треугольника 3, 4 и 5. Какой это треугольник?" Формулировка ответа была такова: „Из теоремы Пифагора нам известно, что во всяком прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов двух других сторон. А здесь мы имеем 52 = З2 + 42. Значит, из теоремы Пифагора следует, что данный треугольник прямоугольный.
Как вы думаете, почему ответ был оценён тройкой?
Б) Какие ошибки допущены в следующих доказательствах.
В "Мнимом больном" Мольера бакалавру на Экзаменах ставится вопрос: "Почему опиум вызывает сон?" Бакалавр отвечает: "Опиум вызывает сон потому, что в нем содержится снотворная сила, которая имеет способность усыплять чувства".
В романе И. Тургенева "Отцы и дети" есть диалог:
Базаров: Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся.
Павел Петрович: Как так?
Базаров: Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!
В рассказе А.П. Чехова "Письмо к ученому соседу" Василий Семи-Булатов строит следующее опровержение: "Вы пишете, что на Луне, т.е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы и жили люди на Луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами. Без дождика люди не могут жить, а дождь идет вниз на землю, а не вверх на Луну".
В) Сделайте вывод путем обращения
Все судьи - юристы.
Некоторые юристы - преподаватели правовых дисциплин в вузах.
Ни один невиновный не должен быть осужден.
Некоторые государства не проводят независимую внешнюю политику.
Некоторые государства проводят независимую внешнюю политику.
Некоторые атрибутивные суждения - общеутвердительные.
Некоторые атрибутивные суждения не являются общеутвердительными.
Ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке.
Все преступления - общественно опасные деяния.
Не все осужденные за совершение преступлений освобождаются по амнистии.
Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ
1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.
2. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М., 2004.
3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М., 2004.
4. Кириллов В. И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. -М., 2002.
5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. -М., 1987.
6. Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д., 2000.
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:
Основные законы формальной логики.
Задание 2. Определите следующие понятия:
Суждение, единичное суждение, истина, логическая форма, модальность, несовместимые суждения, общее суждение, признак предмета, противоположные суждения, противоречащие суждения, разделительные суждения, соединительные суждения, условные суждения.
Задание 3. Ответьте на вопрос:
Что такое истинность мысли и логическая правильность рассуждений?
Задание 4. Решите тесты:
А) Какое правило определения понятия нарушено в приведенных рассуждениях?
1. Эксцентричность - это своеобразная идиосинкразия
2. Правовед - человек, изучающий правоведение
3. Логика - наука о мышлении
4. Безопасность есть отсутствие опасности
1. Определение должно быть соразмерным
2. Определение не должно заключать в себе круга
3. Определение должно быть ясным
4. Определение не должно быть отрицательным
5. Сорняк - некультурное растение
6. Язык - это знаковая система
7. Безбилетным называется пассажир, который не имеет никаких проездных документов, а также тот, который не прокомпостировал свой проездной талон до следующей после его входа в транспорт обстановки
Б) Опровержение и его виды
1. Чем опровержение тезиса отличается от его подтверждения?
2. Какими методами осуществляется прямое опровержение тезиса?
3. Какими методами осуществляется косвенное опровержение тезиса?
4. В чем сущность апагогического опровержения тезиса?
5. В чем сущность разделительного опровержения тезиса?
1. Логической структурой
2. Своим отношением к тезису
3. Правилами исполнения
4. Возможными ошибками
1. Разделительное опровержение тезиса
2. Опровержение тезиса путем лишения основания
3. Апагогическое опровержение тезиса
4. Опровержение тезиса через опровержение вывода
1. Ложность тезиса обосновывается путем определения истинности всех возможных альтернатив тезису
2. Ложность тезиса обосновывается непосредственно аргументами
3. Ложность тезиса обосновывается путем определения истинности антитезиса
А) Происшествие в пустыне. В этой истории речь пойдет о караване, идущем через пустыню Сахара. Однажды караван остановился на ночлег. Обозначим трёх главных действующих лиц: Артур, Вилли и Сэм. Артур ненавидел Сэма и решил убить его, подсыпав яду в бурдюк с питьевой водой (единственный запас воды, которым располагал Сэм). Независимо от Артура другой караванщик Вилли также решил убить Сэма и (не зная, что принадлежащая тому питьевая вода уже отравлена) проделал в бурдюке крохотную дырочку, чтобы вода потихонечку вытекала. Через несколько дней Сэм умер от жажды. Спрашивается, кто убийца? Артур или Вилли?
Одни считают убийцей караванщика Вилли, поскольку Сэм все равно не успел принять яд, подсыпанный его недругом Артуром, и он умер бы, даже если бы Артур не отравил воду. Другие считают убийцей караванщика Артура, так как, по их мнению, действия караванщика Вилли не оказали ни малейшего влияния на исход события. Коль скоро Артур отравил воду, Сэм был обречен, и умер бы, даже если бы другой его недруг Вилли не проделал дырочку в бурдюке с водой.
Чьи рассуждения правильны?
Б) Какие из следующих предложений выражают вопрос? Можно ли их использовать как аргументы в дискуссиях?
В какой мере престижность профессии связана с ее оплатой?
Сделай так, чтобы я знал, когда родился Сократ.
Как можно не знать творчества Л.Н. Толстого?
Что внес в экономическую теорию К. Маркс?
Одинаковую ли зарплату надо платить мужчинам и женщинам, взрослым и детям за одну и ту же работу?
Кто над морем не философствовал? (В.В. Маяковский)
Кто формировал теоретические основы газетного жанра?
В) Восстановите энтимему и проверьте ее
Получение взятки является посягательством на нормальную работу государственного аппарата, т.к получение взятки - должностное преступление.
Рабов не следует держать в неволе, т.к они люди.
Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными. Эти суждения противоречащие.
Боль подтачивает силы человека. Никакая боль не желательна.
Данное решение суда не является оправдательным, т.к оно требует снятия с должности.
Данный силлогизм не является правильным, т.к в нем не соблюдены правила фигур.
Все шутки для того и придуманы, чтобы смешить людей. Ни один парламентский акт не шутка.
Два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными. Эти суждения - истинные.
Неустранимые сомнения в виновности обвиняемого трактуются в его пользу. В данном случае возникли неустранимые сомнения в виновности обвиняемого.
Н. - осужденный, а осужденный имеет право просить о помиловании.
Понятие как форма мышления.
Аналогия, дедуктивное умозаключение, дилемма, индуктивное умозаключение, модусы силлогизма, полисиллогизм, простой категорический силлогизм, умозаключение, фигуры силлогизма, энтимема, эпихейрема.
Чем закон исключенного третьего отличается от закона противоречия?
А) Какое правило деления понятия нарушено в приведенных рассуждениях?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21