Рефераты. Логика и риторика

1. К ценным бумагам относятся акции и чеки


2. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные

1. Деление должно быть соразмерным

2. Деление должно производиться только по одному признаку

3. Члены деления должны исключать друг друга

4. Деление должно быть последовательным

3. Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматическим


4. Политика бывает прогрессивной, консервативной и реакционной



Б) Каковы тезис и аргументы в следующем рассуждении: “Каждый отличник получает повышенную стипендию (а). Студент Степанов получает повышенную стипендию (б), так как он отличник (в) ”?

А) а - тезис, б и в - аргументы.

Б) б - тезис, а и в - аргументы.

В) в - тезис, а и б - аргументы.

Г) Это рассуждение вообще не является аргументацией.

Задание 5. Решите задачу и выполните упражнения

А) Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), логические союзы.

Например: Если хочешь иметь друзей, не будь мстительным. Условное суждение, состоит из основания - если ты есть человек, желающий иметь друзей, следствия - ты не есть человек мстительный, логический союз - если.

1. Иль со щитом, иль на щите.

2. Поверь ему - окажешься обманутым.

3. Кризисы и конфликты - благодатная почва для международного терроризма.

4. Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция.

5. Националистическая пропаганда может быть совершена устно или письменно.

6. Если солнце находится в зените, то тени от него бывают самыми короткими.

7. В саду росли не только яблоки, но и груши.

8. Сверкнула молния, загремел гром, пошёл дождь.

9. Хотя пошёл дождь, соревнования состоятся.

10. Из страны, где солнца свет Льётся с неба жгуч и ярок, Я привёз тебе в подарок Пару звонких кастаньет.

Б) Какой логический закон нарушен в каждом из данных примеров?

1. Вода не имеет собственной формы. Она принимает форму того сосуда, в который помещена.

Вода бывает в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Имеет ли вода форму в твёрдом состоянии? (Вопрос учителя на уроке)

2. Один из политических деятелей России, выступая по телевидению в период избирательной кампании в Государственную Думу, назвал себя консервативно-прогрессивным демократом.

3. Саша с радостью сообщает вернувшейся с работы маме, что сделал все заданные на сегодня уроки. Но вдруг его сестрёнка Иринка говорит: „Саша всё наврал, он мне сам говорил, что на сегодня им ничего не задали".

Мог ли Саша сказать правду и сестре, и маме?

4. В самый солнцепёк Ходжа Насреддин вернулся домой и попросил жену принести миску простокваши. „Нет ничего полезней и приятней для желудка в такую жару!" - сказал он ей.

Жена ответила: „Миску? Да у нас даже ложки простокваши нет в доме". Её слова не смутили Насреддина: „Ну и ладно, ну и хорошо, что нет. Простокваша вредна человеку". „Странный ты человек, - промолвила жена, - то у тебя простокваша полезна, то вредна. Какое же из твоих мнений правильно?" Ходжа Насреддин ответил: „Если она есть в доме, правильно первое, если нет - правильно второе".

5. Я не хочу сказать, что за истекший год наша секция ничего не делала. Вместе с тем я не возьму на себя смелость говорить, что секция что-нибудь делала. (Из отчёта)

6. - Не понимаю, - говорил Корнев, грызя свои ногти. - Или ты признаёшь, или не признаёшь: середины нет. - Говори прямо, ты верующий?

В известном смысле, да, - ответил уклончиво Карташёв.

Что это за ответ? Верующий, значит... С этого бы и начинал. А в таком случае о чём тогда с тобой разговаривать?!

7. [А.:] Можно мне взять твои книги? [Б.:] Возьми.

[А.:] А я не хочу их брать.

[Б.:] Тогда не бери.

[А.:] Он запретил мне брать свои книги.

В) Определите фигуру и правильность простого категорического силлогизма

Ни один человек не может быть вполне беспристрастным.

Каждый юрист - человек.

Ни один юрист не может быть вполне беспристрастным.

Ни один взяточник не честен.

Некоторые бюрократы не являются взяточниками.

Некоторые бюрократы являются честными людьми.

Ни одна несправедливая война не может быть оправдана.

Некоторые несправедливые войны были успешными.

Некоторые успешные войны не могут быть оправданы.

Некоторые люди заслуживают уважения.

Все преступники - люди.

Некоторые преступники заслуживают уважения.

Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы.

Данное доказательство получено с нарушением закона.

Оно не имеет юридической силы.

Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ

1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

2. Ивин А.А. Логика: Учебник. - М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М., 2004.

4. Кириллов В. И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. -М., 2002.

5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. -М., 1987.

6. Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д., 2000.


Вариант 5


Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Индуктивные умозаключения.

Задание 2. Определите следующие понятия:

Аргументация, аудитория, довод, доказательство, оппонент, паралогизм, пропонент, софизм, спор, уловка спора, стратегия эриста, эристика.

Задание 3. Ответьте на вопрос:

Почему понятия не могут быть истинными или ложными в отличие от суждений?

Задание 4. Решите тесты:

А) Виды понятий


1. К какому виду по объему относится понятие "прокурор"?


1. Общее

2. Единичное

3. Отрицательное

4. Соотносительное

5. Конкретное

2. К какому виду по содержанию относится понятие "война 1812 года"?


1. Общее

2. Отрицательное

3. Положительное

4. Соотносительное

5. Абстрактное

3. К какому виду по содержанию относится понятие "беспорядок"?


1. Единичное

2. Положительное

3. Безотносительное

4. Абстрактное

5. Собирательное


4. К какому виду по содержанию относится понятие "взяткодатель"?


1. Единичное

2. Отрицательное

3. Соотносительное

4. Собирательное

5. Абстрактное

5. К какому виду по содержанию относится понятие "социальная справедливость"?


1. Единичное

2. Отрицательное

3. Соотносительное

4. Конкретное

5. Абстрактное


Б) Отношения между суждениями как способ логической аргументации


1. Какое суждение будет истинным при истинности данного суждения: "все библиотеки являются научными учреждениями"?

2. Какое суждение будет ложным при ложности данного суждения: "некоторые книги рукописные"?

3. Какое суждение будет истинным при ложности следующего: "все промышленно развитые страны применяют безотходные технологии"?

4. Какие суждения будут ложными при истинности следующего: "каждое суверенное государство - субъект международных экономических отношений"?

5. Какое суждение будет ложным при ложности следующего: "некоторые государства не имеют рыночную экономику"?

1. Некоторые библиотеки являются научными учреждениями

2. Ни одна библиотека не является научным учреждением

3. Некоторые библиотеки не являются научными учреждениями

1. Ни одна книга не является рукописной

2. Все книги - рукописные

3. Некоторые книги - нерукописные

1. Ни одна промышленно развитая страна не применяет безотходных технологий

2. Некоторые промышленно развитые страны применяют безотходные технологии

3. Некоторые промышленно развитые страны не применяют безотходных технологий

1. Ни одно суверенное государство не является субъектом международных экономических отношений

2. Некоторые суверенные государства - субъекты международных экономических отношений

3. Некоторые суверенные государства не являются субъектами международных экономических отношений

1. Все государства имеют рыночную экономику

2. Некоторые государства имеют рыночную экономику

3. Ни одно государство не имеет рыночной экономики


Задание 5. Решите задачу и выполните упражнения:

А) Найти и охарактеризовать логические ошибки в делении понятий.

1. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные, каждое из них может быть восклицательным и невосклицательным.

2. Пушкин уважает и любит Татьяну за то, что она видит в окружающей её среде всю пошлость и пустоту не только помещичьего, но и московского дворянства.

3. Это произведение помогло мне лучше понять жизнь казахского народа и поставило на новую ступень исторического развития казахскую литературу.

4. Леса бывают хвойные, смешанные, сосновые и лиственные.

5. Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные.

6. Грамматические предложения бывают простыми, сложными, сложноподчинёнными и бессоюзными.

7. На семинар были приглашены учителя разных специальностей: химики, биологи, филологи, иностранного языка, организаторы внеклассной работы, завучи по учебной работе.

Б) Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении понятий в приведенных ниже примерах?

Конституция. Основной закон государства.

Нравоучение. Проповедь.

Прибыльность. Рентабельность.

Ложь. Неправда.

Бизнесмен. Делец.

Эффектный. Эффективный.

Неправовая норма. Моральная норма.

Персона. Персонаж. Персоналии.

Дельный. Деловой. Деловитый.

Героика. Героизм. Геройство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.