предприятия. Расходные кассовые ордера хранятся с копией листа кассовой
книги, гасятся штампом или надписью «оплачено». Прием и выдача денег по
приходным и расходным кассовым ордерам производится кассиром только в день
их выписки.
Интересным является вопрос соблюдения банками банковской тайны при
совершении сделок по поручению клиента с денежными средствами на его счете.
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансовой и банковской
деятельности в письме от 19.11.2001 г.№ 06-10/678, разъяснил, что в
соответствии со ст.64 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»
учреждения банков обязаны идентифицировать клиентов, осуществляющих
значительные и сомнительные операции и по собственной инициативе без
соответствующего запроса представлять информацию об идентифицированных
лицах специальным органам по борьбе с организованной преступностью.
Значительными операциями с наличными средствами в соответствии с ч.3
ст.64 данного закона, являются сделки с наличностью на суммы, превышающие
эквивалент 10000 евро по официальному курсу гривны к иностранной валюте,
установленном Национальным Банком Украины.
Поскольку в соответствии с п.78 Инструкции НБУ № 1 « По организации
Эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков Украины» выдача наличности
из касс банка осуществляется на основании денежных чеков или расходных
кассовых ордеров, то в случае получения наличных средств из касс банков под
операции с наличностью на сумму, превышающую эквивалент 10000 евро, на
основании одного денежного чека или расходного кассового ордера. А в
соответствии с п.4.18 Инструкции НБУ «Об организации работы по наличному
обращению учреждениями банков Украины» целевое назначение наличности,
которую получают предприятия (предприниматели) со своих текущих счетов,
должно указываться или в денежном чеке с четкой формулировкой сути
операций, которые будут осуществляться.
Согласно ч.5 ст.64 Закона Украины « О банках и банковской
деятельности» идентификации, и последующему уведомлению об
идентифицированных лицам соответствующим органам, подлежат также лица,
осуществляющие расчеты по сделкам на сумму ниже предусмотренной для
значительных операций, если такая сделка явно связана с другой сделкой и
общая сумма оплаты по этим сделкам превышает установленный предел.
Следовательно, если клиент банковского учреждения получает наличные
средства в течение одного операционного дня по разным денежным чекам и
общая сумма по таким чекам является выше эквивалента евро, то в случае
применения этих денежных средств для расчетов по сделкам, которые явно
связаны друг с другом, то есть при расчетах с разными контрагентами или для
расходов в разных целях, уведомлять органы по борьбе с организованной
преступностью о лицах, идентифицированных по таким операциям, не нужно.
Что касается отнесения операции по получению наличных средств к
сомнительным операциям, то ч.4 ст.64 предусматривает перечень признаков
таких операций, к которым относятся:
1. осуществление операции при непривычных или неоправданно запутанных
условиях;
2. операция не является экономически оправданной или противоречит
законодательству Украины. Данный перечень является исчерпывающим и
не подлежит расширительному толкованию.
Таким образом, снятие клиентом банка наличных денежных средств со
своего счета, если такая операция не содержит вышеуказанных признаков,
является обычной для клиента и проводится им постоянно, соответствует
характеру деятельности и др., не может быть квалифицированна как
сомнительная с последующим уведомлением соответствующие органы о нем без
наличия, оформленного в соответствии с требованиями действующего
законодательства, запроса. [34. С.19.].
2.3. Правовое регулирование безналичных расчетов в Украине.
По общему правилу, на территории Украины юридические лица всех форм
собственности, а также физические лица – граждане Украины, иностранцы, лица
без гражданства, которые являются субъектами предпринимательской
деятельности, в том числе, для выполнения договорных обязательств,
осуществляют между собой расчеты в безналичном и наличном порядке через
учреждения банков в соответствии с правилами осуществления расчетных и
кассовых операций, которые утверждаются НБУ.
Однако, следует иметь ввиду, что сфера применения наличного оборота
достаточно ограничена и определяется специальными нормами.
Преимущественное большинство расчетов между субъектами хозяйственного
права осуществляется в безналичном порядке в установленных
законодательством формах.
С целью усовершенствования организации банками расчетно-кассового
обслуживания народного хозяйства Правление НБУ Постановлением от 30 июня
1995 г. № 166 утвердило Порядок организации расчетно-кассового обслуживания
коммерческими банками клиентов и взаимоотношений по этому вопросу между
учреждениями НБУ и коммерческими банками. [Уряд. курьер.-1995.-11 июля.].
В соответствии с этим актом коммерческий банк заключает договор с
клиентом на расчетно-кассовое обслуживание, которое включает комплекс
взаимных платежных обязательств банка и клиента по пользованию средствами и
банковскими услугами, а именно:
1. использование банком временно свободных средств клиента;
2. проведение расчетных операций;
3. кассовое обслуживание;
4. транспортное обслуживание перевозок наличных.[См.Приложение.].
Безналичные расчеты между субъектами хозяйствования регулирует
подзаконный нормативно-правовой акт – Инструкция № 7 «О безналичных
расчетах в хозяйственном обороте Украины», утвержденная Постановлением
Правления НБУ от 02.08.96 г. № 204.
Инструкция распространяется на предприятия, организации и учреждения
всех форм собственности, физических лиц – субъектов предпринимательской
деятельности (далее – предприятия), банки и их учреждения, физических лиц,
и обязательна для исполнения ими.
Особенностью законодательства, регулирующего расчетные отношения
между субъектами хозяйствования, является преобладание императивных норм.
Вместе с тем стороны этих отношений могут в значительной степени
самостоятельно определять формы расчетов, по общему согласию избирать одну
из указанных в законодательстве форм расчетов.
Безналичные расчеты между ними осуществляются в национальной валюте
Украины через банки путем перечисления средств с текущих счетов
плательщиков на текущие счета получателей средств.
Средства со счетов предприятий списываются только по распоряжениям их
владельцев. Кроме случаев, когда действующим законодательством
предусмотрено бесспорное взыскание (списание) средств, а также по решению
суда, хозяйственного суда и по исполнительным надписям нотариусов.
Согласно Закону Украины «О предприятиях в Украине» [8], предприятия
самостоятельно определяют очередность и направление списания средств с
собственных счетов, которое осуществляется учреждениями банков по поручению
таких предприятий, кроме случаев, предусмотренных законами Украины.
Безналичные расчеты осуществляются по следующим формам расчетных
документов:
- платежными поручениями;
- платежными требованиями-поручениями;
- чеками;
- аккредитивами;
- векселями;
- платежными требованиями;
- инкассовыми поручениями (распоряжениями).
С целью обеспечения стандартов документов, которые вводятся в
хозяйственный оборот в Украине, Инструкцией установлено, что расчетные
документы, которые предоставляют клиенты в банк в письменной форме, должны
соответствовать требованиям стандартов и содержать, в зависимости от формы,
следующие реквизиты:
а) название документа;
б) номер документа, число, месяц, год выписки.
Число и год указываются цифрами, месяц – прописью. На расчетных
документах, которые заполняются при помощи технических средств, допускается
определение месяца цифрами (01-12);
в) наименования плательщика и получателя средств (их официальное
сокращение), которые соответствуют зарегистрированному в Уставе, их
идентификационные коды по Единому государственному реестру предприятий и
организаций Украины (далее – код), у физических лиц – идентификационные
номера, номера счетов в учреждениях банков;
г) наименования плательщиков и получателей, их местонахождение;
д) сумму платежа цифрами и прописью;
е) назначение платежа: наименование товара (выполненных работ,
предоставленных услуг), ссылка на документ, на основе которого проводится
операция (договор, счет, товарно-транспортный документ и др.), с
определением его номера и даты, и законодательный акт, который
предусматривает право бесспорного и безакцептного списания средств (его
дата, номер и соответствующий пункт).
Вместо наименования товара можно указать его кодовое (условное)
значение;
ж) на первом экземпляре (независимо от способа производства расчетного
документа) – оттиск печати и подписи соответствующих лиц плательщика либо
(и) получателя средств;
з) подразделения бюджетной классификации и срок наступления платежа (в
случае перечисления средств в бюджет);
и) сумму налога на добавленную стоимость (цифрами) либо надпись «без
налога на добавленную стоимость».
Если хотя бы один из вышеперечисленных реквизитов не заполнен либо
заполнен неправильно, банк такой документ к исполнению не принимает.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13