Приоткрытая дверь, запах теплого хлеба, заботливые материнские руки, утреннее «бари луйс»… А на пороге – почему-то незаконченный Хачкар.
Волнениями и размышлениями полно настроение, созданное искусством Ерванда Манвеляна. Источник вдохновения - жизнь, окружающие люди, Родина. Все, что волновало душу художника, толкало завершить целый ряд работ резчика по дереву. Взять хотя бы этот хачкар: нежными изгибами скользит печальная мелодия по замысловатому орнаменту. Тонкое совершение мысли… Мои пальцы прикоснувшись к этим рукотворным деревянным кружевам, будто следуя инстинктам слепого, ловят дыхание искусства. Крупинки мелодии в деревянных изгибах приятны, как утренняя роса.
Опять хачкары, иконы, декоративные нарды, кувшины… А здесь мои пальцы чувствуют теплые мелодии дудука. Под звуки его Мастер любил работать. А когда он уставал работать, то брал в руки гитару – пел или сочинял новую песню. Ведь это была его профессия…
Краснодарский институт культуры много дал Ерванду, но самым ценным приобретением стала его жена Ольга - студентка библиотечного факультета этого же института. Любовные узы сплели их судьбы - невеста с севера оказалась в Степанаване - красивом городе Лори. Потом в их мире возник еще один мир – родилась дочь Яна. Ольга, которая сначала кроме «сирум эм» по-армянски больше ничего не знала, позже стала удивлять своих близких чистотой своего литературного армянского. Ведь она должна была отблагодарить Его!
«Спасибо судьбе моей за то, что благодаря любимому мужу узнала прекрасную Армению, ее великий народ, его героическую историю. Спасибо за то, что мои губы чувствуют слова великого Маштоца».
Работая заведующей библиотекой в городском отделе ЦБС Степанавана, удалось исследовать и понять творчество великих писателей Армении - М.Налбандяна, Ов.Туманяна, П. Севака, Е.Чаренца. Ольга любила армянские песни и пела в женском хоре: «…Аман, аман маргерс мнац, яман ярс вор чампов гнац…».
«…Там я в полной мере ощущала, что такое настоящая дружба народов, - говорит Ольга. –
Порой мне кажется, что вся Армения - мой дом. В доме Манвелянов я всегда чувствовала материнскую ласку и отцовскую заботу, которые царили здесь».
И сейчас, приоткрыв дверь очага Манвелянов в Армении, нахлынут воспоминания: отец и глава семьи - Аршавир Манвелян - педагог, художник-краснодеревщик, коллекционер. Его художественные работы - кувшины, весы, декоративные ключи, самые замысловатые поделки на бытовые и героические темы удивляли и украшали многие городские и республиканские выставки. На втором этаже дома и сегодня хранятся уникальные работы Аршавира и его сына, образуя своеобразную художественную выставку. Некоторые работы хранятся в доме-музее Степанавана. Аршавир Манвелян воспитал несколько поколений талантливых краснодеревщиков, с малых лет учил своему искусству и сына…
После смерти родителей Ерванд Аршавирович с семей переехал в Краснодар, но и здесь не оставил любимое дело, продолжая дело отца. В Краснодаре появилась новая работа, новый дом, друзья, а он так же продолжал идти по своему пути уже новая работа, дом, новые друзья. В этот период работы он стал еще ближе к своему народу – очень уж сильно тосковал о Родине и старым друзьям.
«Здесь что то не то - и воздух, и солнце тоже не то … Глоток воды сейчас из Дзорагета выпил бы – успокоился»…
В последнее время создавал он только иконы и хачкары, все это сразу же торопился раздать, будто спешил отдарить людям благословение. Сейчас его хачкары рассеяны, как и его народ – далеко за пределами Родины. По всей России: в семье знакомых и друзей, во дворах армянских церквей. Тоска по Родине день ото дня все сильнее жгла душу. Вспоминал часто, как его отец не успел на берегу Дзорагета достроить памятник-родник в память о солдатах, погибших в Великий Отечественной войне. «Надо спешить!» - подсказывало сердце.
На столе стоял макет этого памятника: «Наверное, поеду туда этой весной, понравился бы отцу мой макет памятника?.. Нет, тяжело без его совета! А на памятном камне напишу….», - метались мысли Мастера.
Три года его уже нет с нами - музыканта, художника–краснодеревщика Ерванда Манвеляна. Ольгу Ивановну волнует одно - незаконченные работы мужа. В доме на видном месте – тот самый макет памятника-родника. «Вырастут мои внуки, и, может, завершат неоконченное дело деда - кто знает», - Ольга, внимательно разглядывая чертежи памятника, дописала внизу: «Сердце, как открытое окно перед светом Родины…».
Закрыв глаза руками, мысленно она возвращается в Армению – в свой дом Манвелянов: полуоткрытая дверь… Запах теплого хлеба… Заботливые материнские руки… Утреннее «бари луйс!
А на пороге почему то незаконченный хачкар…
//Ангин АНТОНЯН
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.