В последние годы миграционное законодательство стало приобретать «человеческое лицо», а журналистов, освещающих эту пока все еще болевую точку, стало больше. Тем не менее, эта тема сама по себе требует не только определенного владения ситуацией, но и некоей профессиональной подготовки.
10 ноября УФМС по Краснодарскому краю и Союз журналистов России (Краснодарское краевое отделение) подвели итоги журналистского конкурса «Миграция и общество». Этот конкурс - самый молодой, он существует всего два года. Сотрудникам миграционной службы пришлось просмотреть, прочитать и прослушать несколько тысяч статей, репортажей и очерков, из которых выбрали 20 лучших работ. Одним из лауреатов конкурса стал наш соотечественник, главный редактор газеты «Юридический аспект», юрист Александр Григорьянц. Я встретилась с Александром Вартановичем, чтобы задать ему несколько вопросов.
«Юридический аспект» - единственная юридическая газета в Краснодарском крае, которая широко и подробно освещает арбитражно-судебную практику на уровне субъекта федерации, правоприменительные вопросы, вопросы защиты гражданских прав и, в том числе, практику применения миграционного законодательства. Как юрист и редактор специализированного издания, Александр Григорьянц располагает достаточно объективной информацией для оценки совершенствования работы миграционной службы Краснодарского края. Газета тиражом около 5000 экземпляров распространяется по подписке, попадая в правоохранительные, контролирующие и административные государственные органы. Зачастую издание является посредником и «мостиком», по которому необходимо пройти человеку для решения возникших проблем.
- Вопросы применения миграционного законодательства имеют некоторые несовершенства, - впрочем, как и всякий закон на стадии формирования, - говорит Александр Вартанович, - и здесь еще имеет место правовая нестабильность. Сказать о том, есть ли проблемы у миграционной службы – об этом миграционная служба знает гораздо лучше меня, а вот то, что законы еще требуют доработки и, безусловно, будут совершенствоваться – это факт, который вытекает из практики применения миграционного законодательства.
Не смотря на это, миграционная служба сегодня активно старается не только оптимизировать свою работу, но и детально вникать в вопросы, возникающие на местах, в той или иной конкретные ситуации – по крайней мере, на уровне Управления ФМС по Краснодарскому краю. Конкурс, который проводится среди журналистов – еще один из факторов, способствующих совершенствованию работы службы. Это говорит о том, что государство принимает активные действия в этом направлении, а так же позволяет надеяться, что миграционная ситуация в России не будет столь напряженной, какую мы сегодня видим в странах Евросоюза.
Защищать права мигрантов и можно, и нужно, - внешне эта тенденция прослеживается и в действиях соответствующих служб, такие попытки есть у отдельных журналистов. На практике же часто встречаются ситуации, когда излишняя «подозрительность» государства создает массу проблем вполне добропорядочным гражданам.
Один из таких примеров привел Александр Григорьянц.
- В суде встретил человека, – неважно какой национальности, - который потерял паспорт. Его семья уже долгое время проживает в Краснодарском крае, дети ходят в школу, он сам работает долго на одном месте, его давно знают соседи, здесь много родственников. Потерял паспорт, взял справку из консульства о том, что документы, подтверждающие его личность и гражданство соответствующего государства, находятся в производстве, восстанавливаются. Но, не смотря на это, у него параллельно с этими проблемами стали возникать другие – вплоть до депортации. Хочу сказать о том, что большинство людей, которые приезжают в Россию, нормальные и добропорядочные граждане. Это – стабильный трудовой элемент, никаких антиобщественных противоправных действий именно этот конкретный человек никогда не совершал. Может быть, таким людям стоит облегчить жизнь, не отрывая их от работы и не создавая проблем ни их семьям, ни работодателям? Каким именно образом – вопрос второй и он требует тщательного анализа и взвешенного подхода…
Думаю, что СМИ могут, по мере своих сил, как-то «скруглить» подобные острые углы, и это уже давно происходит. Об этом на встречах с представителями прессы не раз говорил и начальник УФМС по Краснодарскому краю В.Карасев. Общение со СМИ – та же практика в применении миграционного законодательства для «практичной» миграционной службы.
- Подобные конкурсы устраиваются для того, чтобы активизировать и оптимизировать работу с населением, сделать работу миграционной службы наиболее эффективной, - говорит редактор «Юридического аспекта». – И в этом большая заслуга мне видится пресс-служб госорганов и их отделов информации. С одной стороны – это информирование населения, с другой – сбор информации от населения и по частным конкретным случаям. В этой части важность информационных подразделений службы трудно переоценить. Во многом работа эта зависит от конкретных людей, способных привлечь представителей СМИ к освещению темы, сделав общение журналистов и сотрудников пресс-службы эффективным и конструктивным. В отделе информации УФМС по Краснодарскому краю такой человек есть – Татьяна Ширшова, - человек, выполняющий свои обязанности не только как чиновник, журналист, но и как человек, не равнодушный и социально активный. Для общения с представителями СМИ это весьма немаловажный фактор, именно поэтому столько теплых слов звучит в адрес пресс-службы УФМС со стороны тех, кто сталкивается с ней по вопросам своей профессиональной необходимости.
- Почему же все-таки возникают ситуации, когда должностное лицо не слышит человека?
- Миграционная служба – это люди, и работают они тоже не с неодушевленным материалом, а со вполне живыми людьми. Людьми, которые вынуждены в силу объективных причин выезжать в другую страну, чтобы прокормить семью, и уже имеют проблем. Поэтому сотрудникам миграционной службы, работающим с гражданами, в этих вопросах необходимо подходить вдвойне тонко и осознанно. На уровне руководства УФМС работа ведется очень большая, но ведь есть исполнители на местах. От сержанта или лейтенанта, который непосредственно общается с людьми, складывается общая картина работы всей службы. Кроме того, чиновники в своем большинстве по-прежнему боятся журналистов, общения с прессой, боятся говорить о проблемах. Хотя думаю, что при определенной работе руководства с личным составом это положение выправится. Нужно просто время и желание работать.
Насколько государство «выросло» - и не только в отношении к нашим соотечественникам – заметили все граждане без исключения. Часто, сталкиваясь с равнодушием к нашим проблемам или с хамством со стороны должностных лиц, мы все равно все чаще обращаемся в «вышестоящую инстанцию» - то есть, в ту же службу. Оттого ли, что сильна в нас генетическая вера в «царя-батюшку», который «главный и все может решить», то ли потому, что просто нет другого выхода. Часто, не пройдя всю иерархическую лестницу того или иного ведомства, нам нет возможности сказать «я сделал все, а мне не помогли» сугубо с юридической стороны дела. Насколько важна миграционная служба и востребована временем, понимают все. Но только от нас самих зависит, насколько эффективно будет ее работа.
Те, кто в журналисте видит последнюю инстанцию – люди отчаявшиеся. Помочь им – наша обязанность. Но у меня почему-то все время возникает желание задать жалобщику для начала самый важный вопрос: а что ты сам сделал лично для себя? Использовал ли тот потенциал и те права, которые уже сегодня предоставило тебе государство? От ответа на этот вопрос и зависит напрямую решение наших насущных проблем.
//Алена САРКИСОВА, фото автора.
Оставить комментарий
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.