В России появится омбудсмен по межнациональным отношениям и соответствующий совет при президенте. Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Козак по итогам заседания межведомственной группы по нацвопросам, которую он и возглавляет.
Вопрос о том, кто и как будет решать межэтнические вопросы, начал обсуждаться в правительстве после беспорядков на Манежной площади 11 декабря 2010 года. Тогда президент Дмитрий Медведев несколько раз высказался против создания отдельного министерства наподобие Миннаца, и поиском путей решения проблем отношений национальностей в итоге занималась межведомственная рабочая группа под руководством Козака. В январе 2012 года Владимир Путин в своей статье, опубликованной в «Независимой газете», снова предложил создать специальную структуру, отвечающую за вопросы развития национальностей и межнационального благополучия.
К марту Минрегион подготовил свои предложения о новой структуре: совет при президенте, в который войдут представители правительства, депутаты, общественные деятели, представители различных конфессий. Проблем в таком решении несколько: совет сам по себе ничего не решает и не является органом исполнительной власти, и не имеет никаких полномочий, да и часто собирать группу из нескольких десятков человек трудоемко, объясняет Slon председатель думского комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев. По его словам, обсуждался вариант создания аппарата совета, который и будет взаимодействовать с правительством, или иной формы работы. Кто станет представителем президента по нацвопросам, Сафаралиев сказать затруднился. Месяц назад газета «Ведомости» прочила на этот пост Владимира Каламанова, бывшего спецпредставителя президента Владимира Путина по обеспечению прав и свобод в Чечне.
Идея создания Миннаца не понравилась членам рабочей группы, и, в частности, Козаку. Он считает, что с этим вопросам вполне справится уже существующее министерство регионального развития. «Такие предложения вносятся, но несмотря на то, что эти вопросы чрезвычайно важны и актуальны, для самостоятельного органа власти этих полномочий явно недостаточно», – сказал Козак.
Сейчас отделы по делам межнациональных отношений есть в Минкульте, Минрегионе, и еще один – в аппарате правительства. Кроме того, представители различных конфессий входят в президентский совет по взаимодействию с религиозными объединениями, возглавляемый Сергеем Ивановым. Взаимодействие с религиозными организациями происходит и в управлении по внутренней политике администрации президента.
Помимо создания министерства или агентства по делам национальностей, обсуждались и другие формы решения нацвопроса. Ранее депутат Госдумы, экс-глава Миннаца Рамазан Абдулатипов предлагал создать коллегию по делам национальностей под руководством президента. По идее депутата, в нее должны входить представители разных национальностей субъектов РФ, депутаты, чиновники в ранге замминистров. Коллегия должна собираться раз или два в год, а реализовывать ее решения должен исполком, координирующий деятельность исполнительной власти в центре и субъектах федерации.
Конечно, и создание Миннаца/агентства по делам национальностей не было бы решением национального вопроса, который на сегодняшний день является чуть не самым пугающим взрывоопасным фактором как для российской власти, так и для граждан. Как и не является решением вопроса принятие бесконечных концепций о том, что «СМИ должны более взвешенно относиться к вопросам и не разжигать межнациональную рознь». Большинство прозвучавших на сегодняшний день предложений сводятся к «строительству домов дружбы», «поддержке культуры малых народов», предложениям поддерживать этнические театры и т.п.
Месяц назад газета «Коммерсант» публиковала выдержки из проекта ФЦП по созданию в России гражданской нации, согласно которому в 2013–2017 годах на нее предполагается потратить из бюджета 36,6 млрд руб. В этом смысле орган исполнительной власти и адекватный человек с реальными полномочиями во главе его, который и курировал бы распределение предполагаемых денег, мог бы плотно заняться этим вопросам. Но Совет при президенте – структура, формальными полномочиями, кроме «собраться, обсудить, сделать доклад президенту», не обладающая. Достаточно вспомнить работу всех президентских советов, начиная от экзотических, вроде совета по делам казачества, о котором вспоминают нечасто, и кончая знаменитым Советом по правам человека, участие которого в самых громких делах кончается оценкой или заявлениями членов совета. Столь легковесное предложение решения вопросов ксенофобии и межнациональной розни ставит в тупик: то ли это означает, что все проблемы в России уже решены, то ли всерьез решать их никто и не собирается.