С 15 января 2007 года в правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации произошли существенные изменения. В этот день вступили в силу два федеральных закона: «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и «О внесении дополнений и изменений в Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» вводит вместо разрешительного уведомительный порядок учета иностранных граждан. Уведомительный порядок означает, что у органа власти нет права на отказ в регистрации иностранца.
Вводится обязанность ежегодного оформления и направления иностранным гражданином, постоянно или временно проживающим на территории России, в компетентный орган уведомления о подтверждении своего проживания в нашей стране. Вместе с тем новая редакция закона отменяет обязанность иностранного гражданина периодически перерегистрировать свои документы на жительство. То есть иностранцы всего лишь направляют уведомление о том, что планируют по-прежнему жить в России. Раньше в ходе перерегистрации могли и отказать. Иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешается продление срока пребывания в России в случае, если у них приняты для рассмотрения заявления для получения разрешения на проживание в России.
Закон установил, что в течение трех дней по прибытию в Россию легально находящийся на территории РФ иностранец уведомляет территориальный отдел Федеральной миграционной службы о месте своего проживания лично, или же отправив почтовое уведомление на специальном бланке, который должен быть ему выдан на почте. Правительство РФ своим постановлением установило плату за такое уведомление – 118 рублей (текст этого постановления, как и всех остальных упоминаемых документов, включен в данный сборник). Бланк имеет отрывной талон, на который на почте ставится печать.
Учет проживания теперь может проводиться как по жилому помещению, где иностранец поселился, так и по месту его работы. Уведомление должно быть подтверждено владельцем жилья (договор о найме или безвозмездном пользовании) или работодателем (договор о трудовых отношениях). Такой учет фактически отменяет регистрацию (прописку). Учтите, что работодатель не имеет теперь обязательств обеспечить работника жильем. Фактически в отношении иностранных рабочих такой порядок давно существует, и теперь он узаконивается.
Федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» ввел положительные изменения для граждан государств Содружества независимых государств, имеющих право на безвизовый въезд в РФ, то есть бывших союзных республик, исключая граждан Грузии и Туркмении (с этими странами предусмотрен визовый режим въезда).
Для граждан государств СНГ (кроме Грузии и Туркмении), действительно, очень существенно упрощается система получения разрешения на временное проживание (РВП).
Перечень документов, которые они должны предъявить при обращении за РВП значительно сокращается:
- заявление о выдаче разрешения на временное проживание;
- документ, удостоверяющий личность;
- миграционная карта;
- квитанция об уплате государственной пошлины (400 рублей).
Через месяц с момента подачи документов иностранный гражданин обязан предоставить справку об отсутствии у него наркозаболеваний, а также инфекционных заболеваний, опасных для окружающих. И только через год с момента въезда на территорию РФ – справку о постановке на учет в налоговом органе, то есть документ о том, что человек является налогоплательщиком.
Новый порядок очень важен, поскольку до его введения все справки и доказательство возможности содержать себя и семью на уровне прожиточного минимума необходимо было подавать одновременно с заявлением. Это делало очень трудной легализацию иностранного мигранта в России.
В соответствии с законом расширяется функциональное назначение миграционной карты, которую въезжающий в Россию иностранец получает при пересечении границы. В миграционную карту добавляются сведения о сроке временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране. Одновременно миграционной карте придается функция подтверждения права иностранца на временное пребывание в России. Этим снижается «бюрократическая нагрузка» на мигрантов.
Кроме того, по старому порядку регистрации, через три месяца граждане СНГ, прибывшие без визы, были обязаны покинуть территорию РФ и снова пересечь границу с единственной целью - получить новую миграционную карту, а на принятие решения об их регистрации отводилось полгода. В настоящее время подача заявления на РВП дает возможность продлить пребывание на территории России по старой миграционной карте.
Помимо этого, должны были быть отменены квоты на получение РВП и права на трудовую деятельность.
Последнего, как указывает руководитель сети «Миграция и право», член Совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека С.А. Ганнушкина, не произошло. В конце декабря 2006 года Государственная Дума приняла «изменения к изменениям» закона об иностранцах, восстановив квоты. Президент 6 января 2007г. подписал этот закон. В некотором смысле исходный Закон «О правовом положении иностранных граждан» 2002 года был этим ухудшен для мигрантов. Так, статья 13, п.4 старого закона гласила:
«Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
1) постоянно проживающих в Российской Федерации;
2) временно проживающих в Российской Федерации» (т.е. имеющих РВП).
В настоящее время последняя строка заменена новым пп. 2, который распространяется уже не на всех мигрантов, имеющих РВП, а только на «2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию».
Таким образом, создается странная ситуация, когда иностранный гражданин получает право 3 года жить в РФ, но не получает права работать. Это означает, что его кто-то содержит, или он может жить на имеющийся у него капитал.
Поправки к Закону «О правовом положении иностранных граждан» упрощали также получение разрешения на трудовую деятельность мигрантов.
Как уже отмечалось выше, декабрьские «изменения к изменениям» восстановили рабочие квоты. На 2007г. квота на разрешения на работу составит в целом по России 6 миллионов, в которые включаются и разрешения тем, кто уже находится на территории России.
Разрешение на работу выдается Федеральной миграционной службой (ФМС) России или управлением ФМС по субъекту РФ (республике, краю, области) на основании:
1. заявления иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу;
2. документа, удостоверяющего личность;
3. миграционной карты с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа ФМС о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
4. квитанции об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу (1000 руб.).
Ответ должен быть получен в течение 10 рабочих дней, отказ в выдаче разрешения может быть обжалован. Безусловно, такой порядок получения разрешения на работу значительно уменьшает бюрократические барьеры для трудовых мигрантов и несколько уменьшает коррупционную нагрузку на них.
Ряд постановлений Правительства России конкретизировал ограничения, связанные с трудовой деятельностью мигрантов. Главное среди них - Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации». Этим постановлением было запрещено иностранным гражданам осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками, включая пиво, и фармацевтическими товарами. Доля используемых иностранных работников в розничной торговле в палатках, на рынках и вне магазинов с начала 2007г. не должна превышать 40%, а к 1 апреля 2007г. должна быть сведена к нулю. В то же время иностранцы могут быть на российских рынках грузчиками, уборщиками, оптовиками, хозяевами рабочих мест.