Рефераты. Волейбол

Задача нападающего заключается в том, чтобы попасть в незащищенную половину глубины площадки;

б) то же, что и в п. «а», но защитник перебегает от центральной точки игровой площадки в зону 1 или в зону 5.

4. Упражнения с игроками блока и площадки. Если все перечисленные выше упражнения посильны при необходимой концентрации игроку среднего класса, то при такой двойной комбинации трудности мгновенно возрастают вдвое. Поэтому рекомендуется повышать требования постепенно, начиная, например, с двойного блока и одного игрока площадки, причем последний меняет свою позицию, как описано выше. В этом слу­чае перед нападающим могли бы открыться, в частно­сти, такие варианты решения:

—  при отсутствии блока или при одиночном блоке нападающий удар производится по незащищенной пло­щадке (в зависимости от позиции, занимаемой блоки­рующим игроком площадки);

—  при двойном блоке производится удар кистью руки или обманный удар (в зависимости откачества передачи для нападающего удара и позиции блокирую­щего) по незащищенной части площадки.

Для дальнейшего усложнения упражнений вводят дополнительных игроков площадки (вплоть до полной комбинации защиты), постепенно сокращая пустоты на игровой площадке.

Технику и тактику нападающего удара совершен­ствуют при выполнении всех комплексных упражне­ний, предназначенных для отработки коллективной тактики нападения (см. 2. 2. б).

2.1.5. Блокирование

Значение в игре. После появления первых нападающих ударов (в Европе в начале 20-х годов) не­вольно сформировалось блокирование, как наиболее эффективное защитное средство. Оно развивается от одиночного блока (около 1930 г.) до группового (конец 30-х годов).

Блокирование составляет ядро всей защиты и явля­ется ориентиром для защитников площадки при игре в волейбол. Если блокирующие не имеют успеха, т. е.дезориентированы, не прыгают или плохо прыгают, если мощь ударов не ослабевает или нападающий обна­руживает в защите пустоты, то вся команда позади блокирующих производит впечатление беспомощности.

С 1964 г., когда возможности блокирующих значи­тельно расширились благодаря введению «переноса рук» и разрешению двойного касания, блок отчасти становится при возрастающем уровне игры даже средством нападения.

По частоте своего применения блокирование зани­мает первое место среди всех технических элементов. В среднем оно является каждым третьим действием отдельного игрока.

Из-за непосредственного влияния блока возникает около 18% всех ошибок в нападении противника (пер­венство мира 1966 г.). Ошибки при блокировании ведут к потере около 9 % (женщины — 11%) всех очков, а так­же являются причиной значительной части неудачных действий со стороны защитников.

Основной формой блокирования является двойной блок (72%). Одиночный (23,5%) и тройной блок (4,5%) применяют реже. Одиночный блок, как правило, не яв­ляется для хорошего нападающего серьезным препят­ствием. Тройной блок представляет собой прежде всего в зоне 3 «вынужденное решение» под давлением про­тивника за счет защиты игрового поля.

По техническому исполнению в настоящее время различают два основных варианта:

—  блокирование с «консервативным», пассивным положением рук, причем руки переносятся мало или вовсе не переносятся;

—  так называемый нападающий блок с активным перехватом.

Индивидуальная тактика. Индивидуальная тактика блокирующего игрока основывается прежде всего на достижимой высоте перехвата, которая зависит от пры­гучести и длины тела блокирующего. При этом игрок прежде всего обдумывает, какую технику выбрать.

Наиболее эффективен нападающий блок, при вы­полнении которого блокирующий игрок стремится к тому, чтобы не только принять мяч на верхнем про­должении плоскости сетки, но и вслед за тем круто на­править его активным действием рук и кистевых суставов на игровую площадку противника. Предпосылкой к этому является положение предплечий игрока (локти вблизи верхнего края сетки), обеспечивающее «свобо­ду перемещения» рук над сеткой (не менее 50 см). Сле­дует, однако, заметить, что высота, которой блокирую­щий игрок достигает обеими руками при прыжке из стойки, на 35—40 см ниже высоты, достигаемой им при прыжке в нападении. Тем самым, чтобы обеспечить в прыжке из стойки нападающий блок, блокирующий должен достичь максимальной высоты (при прыжке с разбега) — не менее 3,30 м (женщины — около 3 м). При блокировании прыжок из стойки тактически бла­гоприятней, поскольку блокирующие игроки имеют возможность дольше наблюдать за нападающим игро­ком и могут лучше выбрать место и время для выпол­нения прыжка.

Однако большинство волейболистов ГДР пока еще не пользуются этим методом для отработки прыжков в высоту, достаточную для нападающего блока. Смот­ря по игровой манере нападающего команды против­ника, эти игроки решают, не целесообразней ли отка­заться от эффекта нападающего блока и ограничиться, выполнив прыжок из стойки, при относительной на­дежности и хорошей возможности обзора, так сказать, пассивным, «легким» выбросом рук над сеткой. Таким игрокам следовало бы стремиться к наращиванию вы­соты прыжка до уровня, достаточного для блокирова­ния, причем прыжок выполнять с разбега, хотя внача­ле будет затруднено наблюдение за противником и взаимодействие с партнерами по команде (это наблю­дается в женских командах вследствие низкого уровня выброса рук над сеткой).

Если игрок предпочтет первый из вариантов блоки­рования, то его внимание должно концентрироваться на зоне и поведении игрока команды противника, вы­полняющего передачу для нападающего удара, чтобы по возможности раньше достичь зоны предполагаемого нападения. В последнем случае внимание следует кон­центрировать в первую очередь на мяче.

Далее нужно подумать о моменте прыжка. Если прыжок выполняют из стойки, то установить этот момент относительно просто. Визуально оценив дейст­вия нападающего при разбеге (направление разбега),

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР планирует соревнования на 4 года вперед в зависимости от сроков проведения спартакиады народов СССР.

Местные советы спортивных обществ и организаций составля­ют планы спортивных соревнований по территориальному, а ве­домственные организации и добровольные спортивные общест­ва— по ведомственному принципу.

Основой любого соревнования является соревнование в низо­вом коллективе.

Спортивные соревнования различают по целевому назначе­нию, составу участников и некоторым другим признакам.

По формам проведения и целевому назначению они подразде­ляются на виды. Виды соревнований могут быть объединены в группы.

 Спортивные соревнования в советской системе физического воспитания—неотъемлемая часть педагогического процесса. В них подводятся итоги, проверяется качество учебно-тренировоч­ной работы игроков, команд, тренеров, а также всего коллектива в целом.

Соревнования способствуют повышению качества учебно-тре­нировочного процесса, организационному укреплению волейболь­ных секций коллективов физкультуры, воспитанию чувства това­рищества, дружбы. Они служат одной из форм обмена опытом работы, средством внедрения в практику передовой спортивной техники и тактики и наиболее совершенных методов современной тренировки.

Участники соревнований учатся подчинять личные интересы коллективным, преодолевать трудности, проявлять волю в упор­ной спортивной борьбе.

В процессе соревнований укрепляются дружеские связи с раз­личными странами.

В нашей стране сложилась определенная система спортивных соревнований, соответствующая особенностям организационной структуры физкультурного движения.

Эта система основана на четком планировании соревнований в четырехлетнем цикле с учетом возрастной преемственности, ква­лификации команд и закономерного чередования их проведения по территориальному, ведомственному и территориально-ведом­ственному принципу.

В волейболе соревнования преимущественно проводятся по территориально-ведомственному принципу, где основой является не сборная команда, а команда коллектива физической культуры или спортивного клуба.

Планирование спортивных соревнований носит централизован­ный характер.


ВИДЫ СОРЕВНОВАНИЙ


Соревнования могут быть календарными и товарищескими.

Календарные соревнования — официальные. Они предусмат­риваются календарным планом спортивных мероприятий, имею­щим разработанное положение об их проведении. На основании результатов календарных соревнований определяется выполнение игроками норм Единой всесоюзной спортивной классификации.

Первенства (чемпионаты)—это наиболее ответственные соревнования, определяющие победителя (чемпиона) и место остальных команд-участниц.

Чемпионы первенств СССР награждаются золотыми медаля­ми, а игроки команд, занявших II и III места, — соответственно серебряными и бронзовыми медалями. Чемпионы республик, го­родов, ДСО, ведомств награждаются жетонами.

Первенства проводятся один раз в год. На них не только выяв­ляется победитель, но и проверяется состояние развития волей­бола и уровень мастерства участников, а также подводятся ито­ги учебно-тренировочной работы за год.

В соревнованиях на кубок участвует много команд различной подготовленности и победитель выявляется в сравни­тельно короткие сроки. Такие соревнования проводятся один раз в год.

Товарищеские соревнования проводятся в учебно-тренировоч­ных целях между отдельными командами или коллективами для проверки готовности к календарным соревнованиям.

Матчевые встречи могут проводиться между отдельными командами или группой команд неограниченное число раз в год. В них решаются различные учебно-тренировочные задачи. Эти соревнования также предусматриваются календарем и часто но­сят традиционный характер.

Показательные выступления проводятся между отдельными командами или группой команд. Цель контрольных игр — про­верка подготовленности команд к календарным соревнованиям.


ГРУППЫ СОРЕВНОВАНИЮ


Соревнования объединяются в следующие группы:

1.  Основные — первенства или чемпионаты и соревнования на
кубок.

2.  Вспомогательные — классификационные, или отборочные,
или турниры претендентов.

3.  Агитационно-массовые и показательные встречи.

В зависимости от состава участников соревнования проводят­ся для: 1) мальчиков и девочек (13—14 лет),

2)   юношей и девушек (15—16 лет, 17—18 лет),

3)   мужчин и женщин (19 лет и старше).

По масштабу соревнования подразделяются на: соревнования внутри коллектива физкультуры или клуба (цех, отдел, курс, фа­культет и между ними); районные и городские; областные, крае­вые и автономных республик; республиканские; всесоюзные; ме­ждународные.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.