Рефераты. Волейбол

Волейбол

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИКИ ИГРЫ


Для последовательного изучения и анализа всего многообра­зия техники игры пользуются классификацией. Классификация— это соподчиненное распределение приемов и способов по разде­лам, группам на основе определенных сходных признаков.

Техника волейбола по характеру действий игроков разделяет­ся на два больших раздела: технику нападения и технику защи­ты. В каждом из этих разделов выделяются две группы—техни­ка перемещений и техника владения мячом.

В каждой группе имеются приемы и способы. Способы опре­деляют, как выполняются приемы, каков характер движения при их выполнении. Почти каждый способ имеет разновидности, ко­торые раскрывают отдельные изменения в деталях структуры движения. На выполнение приема оказывают влияние условия, которые уточняют специфику перемещений (на месте или в дви­жении, в опорном или безопорном положении), направление, ди­станцию и т. д.


ТЕХНИКА НАПАДЕНИЯ


Стойки и перемещения

Стойка. При нападающих действиях, как правило, игроки пе­редней линии перемещаются вперед или косо-вперед. Поэтому стойка игрока должна быть такой, чтобы он мог быстро переме­ститься в нужном направлении. Для этого центр тяжести тела дол­жен быть смещен к передней части опоры; ноги слегка согнуты и расставлены, одна нога немно­го впереди, пятка сзади стоящей ноги оторвана от опоры; туловище слегка наклонено вперед; ру­ки согнуты в локтях, плечи опущены (рис. 1).

В зависимости от предполагаемого направле­ния движения вперед выставляется правая или левая нога. Если передача для нападающего уда­ра направлена справа, то вперед выставляется левая нога, если слева, то вперед выставляется правая нога. Это облегчает поворот туловища на­падающего игрока в сторону передающего и по­зволяет держать в поле зрения мяч и действия передающего игрока.

Ходьба — один из видов перемещения. По площадке игроки перемещаются так называемым пригибным шагом. В отличие от обычной ходьбы вперед выносится не прямая нога, а чуть согну­тая и нет ярко выраженной постановки ее на пятку. Шаги мяг­кие, крадущиеся. При таком перемещении игрок избегает верти­кальных колебаний центра тяжести и может быстро занять исходное положение для выполнения любого приема. Отличитель­ной чертой «игровой» ходьбы является отсутствие движения рук.

 Бег волейболиста характеризуется стартовой стремительно­стью, малыми расстояниями, резкими изменениями направлений и моментальными остановками. Поэтому нельзя, как в легкой атлетике, выделить технику отдельных видов бега — ударного, махового и др. Беговой шаг при нападающем ударе крадущий­ся. Он помогает рассчитать время подхода к месту толчка и за­канчивается напрыгиванием.

Скачок — это широкий шаг с безопорной фазой. Его надо вы­полнять так, чтобы центр тяжести не поднимался вверх и способ­ствовал более быстрому перемещению вперед. Обычно скачок сочетается с бегом или ходьбой в различных направлениях, с раз­личной скоростью. Сделав скачок, игрок занимает исходное поло­жение для выполнения технического приема.

Прыжок выполняется при нападающих ударах и вторых пере­дачах. В волейболе различают два способа прыжка: толчком дву­мя ногами и толчком одной ногой.

При прыжке толчком двумя ногами в исходном положении ноги поставлены параллельно, на ширине плеч, туло­вище наклонено вперед. Руки, согнутые в локтях, слегка отведены назад, что позволяет быстро вынести их в положение замаха кратчайшим путем. Оттолкнувшись двумя ногами и сделав взмах руками вперед-вверх, волейболист прыгает. Руки выносятся вверх до уровня головы. Прыжок толчком двумя ногами выпол­няется с места и с разбега.

При прыжке толчком одной ногой после последне­го шага разбега (с места не выполняется) толчковая нога ста­вится на пятку, руки, согнутые в локтях, слегка отведены назад. Выпрямляя толчковую ногу, игрок делает мах другой ногой, сог­нутой в коленном суставе, и одновременно делает мах руками вверх.

Волейболист не должен смотреть на поверхность площадки, по которой он перемещается. Во время перемещений ему необхо­димо следить за мячом, а также за действиями своих партнеров и игроков противника. Это одна из характерных особенностей иг­ровой деятельности волейболиста.

В процессе игры все виды перемещений применяются в раз­личных сочетаниях. Направление и скорость перемещений зави­сят от конкретной игровой обстановки.

Цель перемещений заключается в том, чтобы правильно вый­ти к мячу для выполнения технического приема.

Техника владения мячом

Передача. Передача — один из основных технических прие­мов, без которого немыслима игра. В зависимости от положения рук и их движения различают верхние и нижние передачи. Верх­ние передачи рассматриваются в разделе «Техника нападения», нижние — в разделе «Техника защиты».

Передача двумя руками сверху выполняется из ис­ходного положения (стойки), в котором ноги согнуты в коленях (одна нога немного впереди), нога, разноименная направлению передачи, выставлена вперед, при передаче вправо вперед выстав­ляется левая нога и наоборот, туловище в вертикальном положе­нии. Руки согнуты в локтях, кисти, слегка отведенные назад, нахо­дятся перед верхней частью лица, ладони развернуты внутрь

Пальцы расставлены и напряжены. Поло­жение игрока должно быть устойчивым (рис. 2).

Рис. 2

Передача мяча производится встреч­ным движением туловища и рук. Движе­ние начинается одновременным выпрям­лением ног, туловища и рук в локтевых суставах, а заканчивается активным раз­гибанием кистей в лучезапястных суста­вах. Во время передачи мяч ложится на подушечки первых фаланг большого, указательного и среднего пальцев, на ко­торые приходится вся тяжесть мяча. Бе­зымянный палец и мизинец как бы под­держивают мяч с обеих сторон. Пальцы напоминают «пружинки», которые при соприкосновении с мячом гасят его скорость. Об­ратным движением пальцев мяч выталкивается вверх.

Последовательность движения показана на рис. 3, а положе­ние мяча в кистях рук на

Положение кистей рук у верхней части лица дает возможность выполнять передачи вперед (рис. 5), над собой (рис. 6) и назад (рис.7).

Передача вперед выполняется в стойке (опорном положении) и в прыжке (в безопорном положении). При выполнении переда­чи в стойке активную роль играют мышцы ног, туловища и рук. В прыжке передача выполняется более активным разгибанием рук в локтевых и лучезапястных суставах. Причем передача должна выполняться только в конечной фазе подъема или «мерт­вой» точки прыжка (рис. 8).

Для выполнения точной верхней передачи игрок должен за­нять на площадке такое место, чтобы траектория полета мяча проходила через верхнюю часть лица (рис. 9).

В процессе игры мяч передается на различные расстояния. Условно в зависимости от расстояния передачи делятся на длин­ные (свыше 5 м), средние (до 5 м) и короткие (до 1,5 м); высота и скорость полета мяча могут быть различны.

При длинной передаче ноги энергично разгибаются, а тулови­ще сгибается в пояснице вперед, в направлении передачи.

При средних и коротких передачах ноги разгибаются более плавно, а туловище остается в вертикальном положении.

  Пли передачах над собой больше сгибается сзади стоящая в связи с чем выводится вперед таз и туловище слегка от-Гпоняется назад. Создаются условия для передачи таким же дви­жением РУК как при передаче вперед: руки разгибаются только Локтевых суставах вверх; кисти остаются открытыми.

Рис. 4

Пли передаче назад плечи больше отводятся назад за счет ппогиба в поясничной части туловища. Руки разгибаются вверх-назад Чем больше расстояние для передачи, тем энергичнее про­гиб в пояснице и выпрямление ног в коленных суставах.

Рис. 3

Передачи над собой и за голову выполняются в прыжке. Наи­более благоприятны для передач фазы подъема или «мертвой» точки прыжка.

Рис. 6

Передачи в прыжке с имитацией нападающего удара, назван­ные «откидками», — эффективный тактический прием. После


Рис. 7

прыжка и замаха для нападающего удара рука опускается до уровня головы (присоединяется к другой руке). Таким образом, создается исходное положение для передачи в прыжке (см. выше).


Передача одной рукой сверху применяется редко. Главным образом для короткой передачи мяча вдоль сетки или над собой, когда первая передача сделана близко к ней.

При выполнении передачи одной рукой кисть разворачивается ладонью вперед. Мяч ложится на первую и вторую фаланги трех средних пальцев, а большой палец и мизинец поддерживают его с обеих сторон. Кисть над плечом (рис. 10).




В передачах вперед активную роль играет разгибание руки в локтевом и сгибание в лучезапястном суставах вперед по на­правлению передачи. В передаче над собой локоть поднимается выше уровня плечевого сустава, кисть находится над плечом. Пе­редача производится за счет разгибания руки в локтевом суставе вверх. Кисть остается открытой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.