В
этот период опасно , если мать любит «хорошего» ребенка и не любит «плохого».
Тогда ребенок разделяет мать на «хорошую» и «плохую», еще не успев ее
объединить внутри себя. Это момент проявления расщепления. Во взрослой жизни
это может проявляться как идеализация и девальвация, обесценивание объекта.
Например, при нарциссизме, пограничных расстройствах личности. Если мать ровно
принимает ребенка, к трем годам в норме он соединяет ее.
Фиксация
на анальной фазе проявляется как одновременное совмещение в психической
реальности двух противоположностей: удовлетворения и депривации (любовь и
наказание). Например, при акте дефекации неожиданные, нестандартные реакции –
другое психическое наполнение. В дальнейшем это может привести к определенному
характеру: сверхаккуратность, обязательность, бережливость, педантичность.
Ситуация сверхконтроля проявляется в бережливости (удовольствие от
накопления), жадности, скупости, расточительности (удовольствие от траты),
расчетливости, упрямстве, накапливании отрицательных эмоций с неожиданной
разрядкой.
3.
Фаллическая стадия (3-6 лет). Инфантильно-генитальная фаза. На
предыдущих стадиях еще нет идентификации себя (только с другими людьми, мамой,
игрушкой). Интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются на область
гениталий. Появляется различие полов, соотнесение себя с полом, тенденция к
использованию гениталий. С точки зрения Фрейда появляется интерес фаллосу
(наличие или отсутствие). В современном психоанализе считается, что девочка
приобретает опыт эротической чувственности через манипуляции клитора и вагины.
(женская аноргазмия – отсутствие этого опыта). Для мальчика 3 - 4 года – это
кульминация эксгибиционистких тенденций. У мальчика появляется зависть к пенису
отца, у девочки – к груди матери.