|
Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Противостоит биофилии некрофилия – тяга ко всему мертвому и безжизненному. Фромм описывает не только некрофильские личности, но и целые некрофильские цивилизации (такой цивилизацией можно считать, например, нацистскую Германию). Биофилия же является необходимым условием формирования продуктивного характера. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.
По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма - это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.
Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами. Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.
Книги Фромма не утрачивают своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей считают его убедительные и наталкивающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности.
СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
Гуманистический психоанализ. Сформулированная Фроммом теория личности, в которой подчеркивается роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании и развитии характера индивидуума.
Накапливающий тип характера – скупой, упрямый и ориентирующийся на прошлое человек.
Потребность в идентичности – уникальная человеческая потребность воспринимать себя отличным от других.
Потребность в корнях – экзистенциальная человеческая потребность быть неотъемлемой частью социального мира; потребность ощущать свою принадлежность к нему.
Потребность в преодолении – базисная человеческая потребность в преодолении в себе пассивности животной природы, чтобы стать активным и творческим создателем своей жизни.
Потребность в системе взглядов и преданности – потребность индивидуума в стабильной и значимой системе убеждений, позволяющих объяснять сложность социального и физического миров.
Потребность в установлении связей – базисная человеческая потребность заботиться о других и принимать в них участие.
Продуктивный тип характера – целостный, любящий и творческий индивидуум. Представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества.
Рыночный тип характера – человек, оценивающий себя как товар, который можно выгодно продать или обменять; предельно отчужденный от других.
Эксплуатирующий тип характера – человек, который добивается от других желаемого силой или обманом.
КАРЕН ХОРНИ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Карен Хорни родилась в Германии, в Гамбурге в 1885 году. В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение последующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. После развода с мужем она начала делать успешную карьеру как психиатр, работая в Берлинском психиатрическом институте. В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в США. Она была принята на должность помощника директора Чикагского психоаналитического института. Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхождение ее взглядов с доктриной Фройда. Вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 19 году. Вскоре после этого она основала «Ассоциацию за прогресс психоанализа» и Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти в 1952году.
Основные работы: «Женская психология» (1926), «Невротическая личность нашего времени» (1937), «Новые направления в психоанализе» (1939), «Самоанализ» (1942), «Наши внутренние конфликты» (1945), «Невроз и человеческий рост» (1950).
Основные концепции и принципы социокультурной теории.
В основу социокультурной теории легли три основных соображения Хорни.
1) Хорни отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка расхождения с ортодоксальной фройдовской позицией.
2) Социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.
3) Клинические наблюдения над пациентами в Европе и США показали поразительные различия в их личностной динамике, что являлось подтверждением влияния культурных факторов. В итоге был сделан вывод о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.