Позитивное наказание встречается всякий раз, когда поведение ведет к
аверсивному (неприятному или болевому) исходу. Вот несколько примеров: если
дети плохо себя ведут, их шлепают или бранят; если студенты пользуются
шпаргалками на экзамене, их исключают из вуза или школы; если взрослых ловят на
краже, их штрафуют или сажают в тюрьму.
Негативное же наказание встречается всякий раз, когда за поведением
следует устранение (возможного) позитивного подкрепляющего стимула. Например,
детям запрещают смотреть телевизор из-за плохого поведения. Широко используемый
подход к негативному наказанию — методика приостановки. В соответствии с
этой методикой человека моментально удаляют из ситуации, в которой доступны
определенные подкрепляющие стимулы. Например, непослушного ученика четвертого
класса, мешающего занятиям, могут выгнать из кабинета.
Негативное подкрепление. В отличие от наказания, негативное подкрепление— это процесс,
в котором организм ограничивает аверсивный стимул или избегает его. Любое
поведение, которое препятствует аверсивному положению дел, таким образом, чаще
повторяется и является негативно подкрепленным (см. табл.). Поведение ухода —
это тот самый случай. Скажем, человек, который прячется от палящего солнца,
уходя в помещение, скорее всего снова пойдет туда, когда солнце вновь станет
палящим. Следует заметить, что уход от аверсивного стимула не то же самое, что
избегание его, поскольку аверсивный стимул, которого избегают, физически не
представлен.
Следовательно, другой способ бороться с неприятными условиями —
научиться избегать их, то есть вести себя так, чтобы предотвратить их
появление. Эта стратегия известна как научение избегания. Например, если
учебный процесс позволяет ребенку избежать домашнего задания, негативное
подкрепление используется для усиления интереса к обучению. Поведение избегания
также имеет место, когда наркоманы разрабатывают искусные планы, с тем чтобы
сохранить свои привычки, но не довести дело до аверсивных последствий —
тюремного заключения.
Скиннер боролся с использованием всех форм контроля поведения,
основанных на аверсивных стимулах. Он особо выделял наказание как неэффективное
средство контроля поведения. Причина в том, что из-за своей угрожающей природы
тактика наказания нежелательного поведения может вызвать отрицательные
эмоциональные и социальные побочные эффекты. Тревога, страх, антисоциальные
действия и потеря самоуважения и уверенности — это только некоторые возможные
негативные побочные явления, связанные с использованием наказания.
Угроза, внушаемая аверсивным контролем, может также подтолкнуть людей
к моделям поведения даже более спорным, чем те, за которые их первоначально
наказали. Рассмотрим, например, родителя, который наказывает ребенка за
посредственную учебу. Позже, в отсутствии родителя, ребенок может вести себя
еще хуже — прогуливать уроки, шататься по улицам, портить школьное имущество.
Вне зависимости от исхода ясно, что наказание не принесло успеха в выработке
желаемого поведения у ребенка.
Так как наказание может временно подавлять нежелательное или
неадекватное поведение, основным возражением Скиннера было то, что поведение,
за которым последовало наказание, скорее всего вновь появится там, где
отсутствует тот, кто может наказать. Ребенок, которого несколько раз наказали
за сексуальную игру, совсем необязательно откажется от ее продолжения; человек,
которого посадили в тюрьму за жестокое нападение, не обязательно будет меньше
склонен к жестокости. Поведение, за которое наказали, может опять появиться
после того, как исчезнет вероятность быть наказанным. Этому легко можно найти
примеры в жизни; Ребенок, которого отшлепают за то, что он ругался в доме,
может свободно это делать в другом месте. Водитель, оштрафованный за превышение
скорости, может заплатить полицейскому и продолжать свободно превышать
скорость, когда поблизости нет патруля с радаром.