Рефераты. Теория личности

·   Потребность в самоуважении и уважении другими. Самоуважение включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя престиж, признание, репутацию, статус, принятие, то есть нам важно знать, что то, что мы делаем признается и оценивается значимыми другими;

·   Потребность в развитии личности и самореализации. Побуждение в реализации наших потенциалов естественно и необходимо, но все же только малая часть людей достигают ее. В части случаев люди не видят своего потенциала и не понимают пользы самосовершенствования. Некоторые склонны сомневаться или даже бояться своих способностей. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы, он характеризуется страхом успеха. В других случаях социальное и культурное окружение подавляют тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения. Примером тому является культурный стереотип мужественности, когда такие человеческие качества, как сочувствие, доброта, мягкость у мужчин осуждаются или высмеиваются, так как  рассматриваются как «немужественные». И последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - это негативное влияние, исходящее из потребности в безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Таким образом, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и его тенденцию возврату к поиску безопасности и защиты.

Первые два типа потребностей в своей иерархии Маслоу назвал первичными (врожденными), остальные – вторичными (приобретенными). При этом процесс повышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. И неважно, насколько высоко продвинулся человек  в этой иерархии, если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока они не будут в достаточной степени удовлетворены. Следует также заметить, что потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу «все или ничего». Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности в следующей степени: 85% - физиологические, 70% - в безопасности, 50% - в любви и привязанности, 40% - в уважении, 10% - в самоактуализации. К тому же люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться по этой лестнице, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

 
МОТИВАЦИИ

Маслоу предложил теорию человеческой мотивации, в которой различал две категории мотивов: дефицитарные мотивы или Д-мотивы и мотивы роста или «бытийные» Б-мотивы. Первые включают в себя базовые потребности – это потребности в пище, безопасности, привязанности, самоуважении и т.п. Наше поведение  часто направлено на удовлетворение этих базовых потребностей, иначе возникает состояние фрустрации, напряжения. Мотивы роста определяются наличием у человека  метапотребностей - потребностей в справедливости, доброте, красоте единстве и т.п. Они обогащают, расширяют жизненный опыт и, в отличие от дефицитарных мотивов, не снимают напряжение, а увеличивают его посредством нового волнующего и разнообразного опыта. Базовые потребности в большинстве случаев сильнее метапотребностей и организованы иерархически. Метапотребности не имеют иерархии, они одинаково сильны и могут легко замещаться одна другой. Метапотребности также инстинктивны или врожденны, как и базовые и, когда они не удовлетворяются, человек заболевает.

 
МЕТАПАТОЛОГИИ

Маслоу считал, что, когда люди не удовлетворяет свои метапотребности, у них развиваются психические отклонения, которые он назвал метапатологиями. К ним он относил апатию, отчуждение, депрессию, цинизм. Он предположил также, что  некоторые формы поведения, связанные с накопительством, ориентацией на потребление, также свидетельствуют о наличии метапатологий, которые проявляются в таких симптомах, как неспособность кого-то глубоко любить, в стремлении жить сегодняшним днем, нежелании видеть что-либо ценное и достойное в жизни, неумении ценить настойчивость в поисках личного совершенствования, неэтичном поведении. Маслоу размышлял о том, что метопатологии могут быть ответственными за искажение ценностного развития. Он чувствовал, что многие люди путают правильное и неправильное, например, не осуждая пьянство, наркотики, войну. Это происходит потому, что они лишены метапотребностей совершенствования, доброты, честности и справедливости, а это приводит к оскудению социальных чувств, неуважению к правам других и равнодушию к таким этическим ценностям, как благородство и сострадание

 
ИЗУЧЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Маслоу полагал, что если психология будет изучать исключительно ущербных невротичных людей, то она обречена быть «искалеченной» психологией. Чтобы создать более полную и всеобъемлющую науку о человеке, психологи также обязаны изучать людей, в полной мере реализовавших свой потенциал. В своем неформальном исследовании Маслоу обрисовал людей, которых он считал самоактуализирующимися. Это были люди, которые по всем общепринятым стандартам достигли полной зрелости. Хотя он вынужден был признать, что самоактуализирующихся людей немного, он обнаружил их среди исторических  персонажей таких как Линкольн, Джефферсон, Уолт Уитмен, Торо, Бетховен. Некоторые были живы во время исследования – Элеонор Рузвельт, Эйнштейн. В группу исследованных вошли также друзья и знакомые ученого, студенты колледжа. Всего было обследовано 48 человек, отнесенных к самоактуализирующимся личностям. Маслоу поставил перед собой цель найти и описать в обследованных черты, которые отличают их от большинства людей. Этими отличительными чертами оказались: 1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней; 2) принятие себя, других людей и природы такими, какие они есть; 3) спонтанность, естественность поведения; 4) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, проблему; 5) отстраненность, потребность в уединении; 6) автономность, самостоятельность суждений; 7) новизна, свежесть восприятия, открытость новому опыту; 8) различение целей и средств, зла и добра («не всякое средство хорошо для достижения цели»); 9) наличие глубоких духовных или мистических переживаний; 10) большие творческие ресурсы; 11) готовность к решению новых проблем, к подлинному пониманию своих возможностей; 12) чувство юмора не агрессивно, а философично; 13) близкие отношения с некоторыми особенно любимыми людьми не поверхностны, а глубоки и эмоциональны; 14) ценности и отношения демократичны.

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании каких-либо произведений. Родитель, спортсмен, студент, рабочий – все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают. Специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Самоактуализирующиеся люди, по словам Маслоу, «так или иначе посвящают себя поиску того, что я назвал ценностями Бытия, поиску главных, вечных, лежащих в основании всего ценностей, которые не могут быть подчинены никаким другим, более важным. Их около четырнадцати этих высших ценностей, ценностей Бытия, в их числе Истина, Красота и Добродетель...». По определению Маслоу, самоактуализирующийся человек – это психически здоровый человек, сумевший полностью раскрыть свой потенциал.

 
ОЦЕНКА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Хотя, Маслоу представил широкую и убедительную концепцию мотивов человека, именно самоактуализация привлекла его интерес и завладела воображением. Пытаясь дать точное описание тех личностей, которые наиболее полно проявили свои способности, он пытался помочь людям увидеть важность самоактуализации. И неудивительно, что попытки, направленные на эмпирическое подтверждение гуманистического направления в теории личности, сконцентрировались почти исключительно на самоактуализации. В 1964 году Shostrom разработал «Опросник личностной ориентации» (Personal Orientation Inventory ,POI), который дал возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией. POI – это опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. Из каждой пары респондент должен выбрать то, которое лучше его характеризует. Опросник состоит из двух основных шкал и десяти субшкал. Первая основная шкала измеряет то, в какой степени человек является направленным на себя, а не на других в поисках ценностей и смысла жизни. Очевидно, никто не может функционировать эффективно в обществе без чувства направленности на других, но тем не менее от самоактуализирующихся людей следует ожидать большей направленности на себя, чем от людей, которые самоактуализируются в меньшей степени. Вторая шкала называется компетентность во времени. Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем. Субшкалы включают в себя ценности самоактуализации, экзистенциальность, эмоциональную реактивность, спонтанность, заботу о своих интересах, самоприятие, природу человека, синергизм, приятие агрессии и способность к близким отношениям. Тест с успехом используется, для измерения позитивного уровня психического здоровья человека, позволяет оценить его уровень самоактуализации.

 
«ПИКОВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ»

Маслоу исследовал природу того, что он называл «пиковые переживания». Отчеты были получены в ответ на просьбу  подумать о своих самых замечательных переживаниях в жизни. Было обнаружено, что самоактуализирующиеся люди часто переживают мгновения благоговейного трепета, экстаза. Так бывает, что они настолько погружаются в определенную деятельность, что теряют чувство времени и пространства. Как правило, люди, подверженные пиковым переживаниям, чувствуют большую интеграцию, единство с миром, владение собой, спонтанность, более восприимчивы и т.д. Для измерения наклонности к пиковым переживаниям наиболее часто используется «Шкала пиковых переживаний» Mathas. В исследованиях с использованием этой шкалы, состоящей из 70 пунктов, были получены данные в поддержку взглядов Маслоу. Например, люди, получившие высокие  показатели по шкале, сообщали о случаях трансцендентных, мистических переживаний и ощущении большого счастья. Высокие показатели также соответствовали образу жизни, ориентированному на «бытийные» ценности, какие как истина, красота и справедливость.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.