|
Импорт в Японии всегда был предметом пристального внимания правительственных органов и объектом довольно жесткого государственного регулирования. Сохранение импортного контроля во многом объяснялось не только практически полной зависимостью экономики страны от ввоза сырья и материалов, но и стремлением направлять структурные преобразования в промышленности в нужное русло. Нынешний уровень развития японской экономики позволяет стране проводить курс на практически полную либерализацию внешней торговли. Это, тем не менее, не означает того, что правительство полностью утрачивает контроль в этой области. Скорее, следует вести речь о смене приоритетов и основных механизмов такого контроля, поскольку формирование импорта на максимально выгодных для японских компаний условиях остается главной заботой государственной импортной политики и по сей день. Естественно, что традиционные способы защиты внутреннего рынка (таможенные пошлины, количественные ограничения и квоты) в этих условиях отходят на второй план, а на авансцену выходят другие инструменты международной конкуренции - нетарифные барьеры.
Расследования иностранного демпинга на японском рынке достаточно редки. Но, тем не менее, имела место «текстильная война» с США с 1956 г., когда японские экспортеры выбросили на американский рынок партию женских блузок по доллару за штуку. Это привело к тому, что ежегодно Япония принимала «добровольные ограничения» текстильного экспорта.
«Войны» по поводу шерстяных и синтетических тканей и готовой продукции продолжались и в начале 70-х годов. Затем их сменили конфликты с США и ЕС по поводу стальных труб, цветных телевизоров, автомобилей, видеомагнитофонов. В начале 2001 г. правительство под давлением фермерского лобби в соответствии с правилами ВТО решило ввести временно, сроком на 200 дней защитные пошлины в 106-266% на импортируемые из Китая грибы, лук-батун и тростник (обычно пошлины на эти товары – от 3 до 6%). В ответ китайское правительство сократило наполовину квоту импорта легковых автомобилей из Японии и установило на них 100%-ную пошлину. Почти 2/3 импорта легковых автомобилей в Китай идет из Японии и облагается по ставке 70-80%. Ставки были подняты также на импорт грузовиков, автобусов, кондиционеров и сотовых телефонов2.
В 1998 г. был пересмотрен закон 1980 г. о валютных и внешнеторговых операциях. Отменен институт уполномоченных банков (валютными операциями может заниматься любое физическое или юридическое лицо), и всем резидентам разрешается держать счета в любой валюте в иностранных банках. На практике же иностранные инвестиции не допускаются в атомную энергетику и разработку ядерных технологий, аэрокосмическую и военную промышленность, сельское, рыбное и лесное хозяйство, в горнодобывающую и кожевенную промышленность, переработку нефти. Кодекс либерализации капитала, принятый в 1982 г. дает правительству право на такие ограничения.
Кроме того, имеются барьеры для доступа иностранных товаров и предпринимателей в формальных и неформальных институтах, снижающих уровень конкуренции. Из большого списка главными были выбраны: система сбыта (Закон о крупных предприятиях розничной торговли блокирует доступ на японский рынок); «кэйрэцу» - корпоративные группировки компаний на участии в акционерном капитале, которые были разновидностью холдинговых групп и которые не допускают иностранные предприятия к внутригрупповым сделкам; долгосрочные торговые связи между поставщиками и покупателями, мешающие проникновению на рынок иностранных компаний.
В 1998 г. количественные квоты импорта были отменены для всех сельскохозяйственных товаров, кроме риса. По принятому тогда же Основному закону о продовольствии, сельском хозяйстве и сельских районах (ст.18), правительство имеет право вводить тарифные и иные ограничения импорта, если он наносит или может нанести серьезный ущерб отечественному производству конкурирующей с ним продукции3.
Экспортные операции в Японии регламентируются Законом о контроле над валютным обменом и внешней торговлей 1980г., являющимся базовым в регулировании всех видов внешнеэкономической деятельности. В отличие от предыдущего Закона 1949 г. он носит несравненно более либеральный характер и в целом сопоставим с основами современного внешнеэкономического законодательства большинства развитых стран, исповедующих (по крайней мере официально) принципы свободной торговли. В соответствии с положениями Закона его действие во всех сферах применения (экспортно-импортные операции, сделки с капиталом, торговля услугами и пр.) служит целям поддержания баланса внешней торговли и международных платежей, нормальному развитию национальной экономики.
Либерализация экспорта в Японии является довольно широкой - разрешения на экспорт необходимы в очень редких случаях, в основном вывоз товаров осуществляется практически свободно. Более регламентированной является финансовая процедура сделки. Минфин Японии установил определенный порядок оформления расчетов по экспорту, в соответствии с которым экспортер обязан получить банковское разрешение. Оно выдается на основании представляемой экспортером декларации и документов, указывающих на выбранный способ платежа (в ряде вышеперечисленных случаев требуется экспортная лицензия).
В стране действует развитая система экспортного контроля, которому подлежат не все, но многие еще товары. В основном контроль осуществляется в интересах поддержания высокой репутации экспортной продукции.
Контроль качества экспортной продукции осуществляется государственными или частными инспекциями (всего 37)1. В ходе инспекционного осмотра контролируются 3 основных параметра: качество товара, упаковки, сырья и материалов, из которых произведен экспортируемый товар. Кроме того инспектируется и сам процесс. производства экспортной продукции. Товары, прошедшие инспекцию качества, получают соответствующий сертификат, который представляется в таможенные органы вместе с экспортной декларацией.
Товары, экспорт которых подлежит стимулированию, вывозятся с использованием экспортных кредитов, ставки по которым существенно ниже рыночных (разница достигает 4-х процентных пунктов). Определенной льготой для экспорта служит система страхования, в рамках которой частные банки и правительство Японии гарантируют покрытие 67-90% возможных потерь экспортера, в случае тех или иных обстоятельств, оговоренных в законе. В настоящее время в Японии действуют 6 видов государственного экспортного страхования. Правительство в лице специальных органов берет на себя форс-мажорные (до 95% общей суммы убытков) и кредитные (60-80%) риски, которые могут возникнуть в связи с невозможностью выполнения обязательств покупателем перед японским экспортером.
Япония присоединилась к ОСП в 1971 г. Развивающиеся страны являются важнейшими торговыми партнерами Японии, поэтому предоставление преференциального режима при импорте продукции из этих стран является своего рода торгово-политической уступкой за право достаточно свободного доступа к сырьевым ресурсам этих стран. ОСП действует в основном в отношении переработанной, включая полуфабрикаты, и готовой продукции (особенно продовольственной).
2.1. Последствия введения торговых барьеров
Как известно, торговые барьеры оказывают достаточное влияние на экономику стран. Так, если устранить все торговые барьеры в мире, то за 15 лет от бедности можно было бы избавить примерно 500 млн. человек. Развивающиеся страны получили бы примерно 200 млрд. долл. США годового дохода, причем, по крайней мере, половину этой суммы обеспечила бы отмена протекционизма против их экспорта в промышленно развитых странах.1
Согласно последним статистическим данным Bureau of Labor Statistics и International Trade Commission за период январь-октябрь 2002 года объем импорта стали из Японии в США составил $884 миллиона. Этот импорт был обложен таможенными тарифами на общую сумму в $23,8 миллиона. Стоимость импорта текстиля в США из Шри-Ланки за это же время равнялась $168 миллионам, а вот поступления от его тарифного обложения ($25,4 млн.) даже превысили сборы за японскую сталь2.
Согласно ироничному заявлению аналитиков Progressive Policy Institute, в настоящее время правительство США получает больше денег за монгольские свитера, шри-ланкийское белье, вьетнамскую обувь и майки из Бангладеш, чем за китайскую, бразильскую и английскую сталь. Таким образом, хотя одежда и обувь составляют лишь одну пятнадцатую всего американского импорта, тарифы на них дают почти половину всех таможенных доходов. Что вполне предсказуемо, поскольку, к примеру, уровень пошлин на ввозимую в США обувь достигает сорока восьми процентов, а агрегированный уровень таможенных сборов находится на уровне вполне либеральных двух процентов. Эффект от подобной политики может быть только один - все больше людей в развивающемся мире считают экономическую политику Америки враждебной себе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.