|
27.9 |
37.5 |
27.7 |
29.4 |
37.3 |
|
ИмпортВсего |
449.8 |
572.0 |
723.7 |
904.4 |
1121.3 |
|
СНГ |
257.0 |
322.6 |
410.5 |
582.1 |
685.6 |
|
Китай |
48.5 |
59.0 |
77.8 |
80.1 |
102.9 |
|
США |
26.8 |
47.4 |
43.1 |
44.6 |
67.2 |
|
Германия |
24.3 |
31.4 |
38.6 |
52.6 |
37.6 |
|
Турция |
15.8 |
17.0 |
26.0 |
33.2 |
33.7 |
|
Швейцария |
1.2 |
3.5 |
2.5 |
6.4 |
4.4 |
|
Республика Корея |
7.8 |
7.0 |
11.7 |
25.1 |
27.8 |
|
Нидерланды |
4.0 |
16.1 |
12.3 |
15.7 |
18.9 |
|
Канада |
6.8 |
7.3 |
2.4 |
4.2 |
4.7 |
|
ОАЭ |
4.8 |
2.8 |
7.7 |
7.8 |
5.2 |
|
Великобритания |
6.8 |
7.3 |
2.4 |
4.2 |
4.7 |
|
Другие страны |
63.5 |
65.3 |
82.0 |
76.6 |
104.8 |
В географической структуре (таблица 3.2) выросли объемы экспорта и импорта со странами СНГ (303.3 и 685.6 млн. долл. соответственно).
Со странами дальнего зарубежья мы имеем относительное увеличение объемов товарооборота. Большую долю в экспорте из них занимают ОАЭ, Швейцария, Китай, Канада, Турция. В импорте - Китай, США, Германия, Турция, Республика Корея. Членство в ВТО открывает широкий доступ на международные торговые рынки, с использованием режима наибольшего благоприятствования способствует развитию экспорта. Членство в ВТО - это поддержка, но не гарантия расширения экспорта, быстрой индустриализации и высоких уровней всестороннего экономического роста и улучшения жизненных условий. Большая часть экономического влияния может наблюдаться только в долгосрочной перспективе.
В этом плане присоединение КР к ВТО можно рассматривать как важный начальный шаг.
Выгоды и преимущества от вступления в ВТО:
1. Гарантируемый всем членам ВТО режим наибольшего благоприятствования, открытые и неограниченные международные рынки.
2. Предоставление торговых преференций.
3. Доступ к оперативной международной торговой информации.
4. Возможность проведения консультаций со всеми членами ВТО в поиске новых партнеров и рынков сбыта.
5. В рамках ВТО предоставляется возможность подготовки высококвалифицированных кадров для работы во внешнеэкономической сфере.
6. Укрепление репутации и престиж республики как надежного торгового партнера, что должно способствовать притоку инвестиций.
7. Кыргызстан может использовать механизм ВТО для рассмотрения жалоб.
8. Быстрый путь к интеграции в международную экономику.
9. Политические преимущества международных связей.
10. Получение свободного транзита через территории нынешних и будущих партнеров ВТО.
11. Получение ряда инструментов торговой политики для защиты собственной экономики:
· ВТО не запрещает повышать НДС и акцизные налоги или увеличивать перечень товаров, подлежащих обложению акцизными налогами;
· Оглашениями ВТО предусмотрено проведение вторичных переговоров по изменению связанных таможенных тарифов;
· ВТО не запрещает своим членам увеличивать ставки налогов и пошлин по причине платежного баланса.
· Возможность применения демпинговых и компенсационных пошлин.
Таким образом, членство в ВТО означает баланс прав и обязательств.
Кыргызстан пока не может воспользоваться благоприятными условиями ВТО, так как большая часть его экспортной продукции неконкурентоспособна на ранках развитых стран, и экспорт в страны ВТО растет, но по-прежнему имеет сырьевую направленность.
Таблица 3.3
Внешнеторговый оборот Кыргызской Республики в ВТО1 (млн. долл.)
2000
2001
2002
2003
Экспорт
504.5
476.1
485.5
581.7
Импорт
554.1
467.2
586.7
716.9
Всего
1058.6
943.3
1072.2
1298.6
Но за период членства тарифное регулирование стало более дифференцированным, при этом наблюдается увеличение поступлений от таможенного обложения, установлены пошлины в защиту отечественных производителей.
Таблица 3.4
Поступления от таможенного обложения1 (млн. сом)
2001
2002
2003
2004
2005
Всего
3.660.1
4.210.0
4.938.4
6.525.0
6.676.0
Там.пошл.
297.1
413.4
418.5
441.8
550.0
Акциз
488.9
527.9
569.6
691.9
670.0
НДС
2.870
3.263
3.946
5.384
5.466
Кыргызская Республика не может в полной мере воспользоваться преимуществами ВТО в силу объективных причин:
Во-первых, географическая удаленность и высокие транспортные издержки, недостаточно развитая инфраструктура.
Во-вторых, невысокое качество выпускаемой продукции.
В-третьих, протекционистская внешнеторговая политика отдельных торговых партнеров.
В-четвертых, существует проблема транзита через соседние страны, пока не являющиеся членами ВТО.
Решение этих проблем непосредственно связано с дальнейшим совершенствованием внешнеэкономических связей КР.
В целом в Кыргызстане перспективны следующие отраслевые комплексы, развитие экспорта которых возможно при имеющемся промышленном потенциале:
1. Сельскохозяйственное производство, легкая и пищевая промышленность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.