|
5,4 |
|
4. Британия |
332,5 |
5,2 |
5. Франция |
322,9 |
5 |
6. Китай |
243,6 |
3,8 |
7. Италия |
233,7 |
3,6 |
8. Канада |
228,3 |
3,5 |
9. Голландия |
207,9 |
3,2 |
10. Гонконг |
202 |
3,1 |
Мир |
6.438,8 |
100 |
В целом 3/5 мирового товарообмена происходит в треугольнике ЕС- США- Япония. Экспортная и импотная квотыстран – членов ЕС неизменно находилась вблизи 30%-ной отметки, тогда как США –9-11%, Японии – 11-13%.
США. США – крупнейший в мире экспортёр товаров (13% мирового экспорта) и услуг (18% мирового экспорта). Экспорта США составляет 12% мирового объёма экспорта в 2004 г.(795 млрд. долл.), импорт составляет 20.7% (1.276 трлн. долл.) от мирового объема импорта1. Сегодня около 10% валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей реализуются на внешних рынках. Экспорт товаров и услуг создаёт около 11-12% ВВП США.
На протяжении значительной части своей истории США были больше известны как сторонники жесткого протекционизма. Новый отсчет времени начат в 1934 г. когда Конгресс одобрил Закон о взаимности в торговых соглашениях, наметивший курс на либерализацию торговли. Еще в годы Второй мировой войны США разработали «Предложения по расширению мировой торговли и занятости», которые были обнародованы в конце 1945 г. в качестве основополагающих либеральных направления международных торговых отношений. С тех пор США официально придерживался принципа рыночной открытости в системе мировых внешнеторговых связей. США являются активным организатором и участником различных международных региональных организаций и форумов, как политических (основные из них - ООН, Организация американских государств, НАТО), так и экономических (ВТО, ОЭСР, АТЭС, НАФТА, МВФ, МБРР, Всемирный банк и т.д.), значительная часть которых размещается на территории США.2
В переговорном процессе по усовершенствованию правил ВТО США продолжают занимать весьма решительную позицию по всем приоритетным направлениям, включая либерализацию торговли сельхозпродукцией, промышленными товарами и услугами. В частности, американцы активно продвигают обнародованную ими еще в конце 2002 г. инициативу о существенном сокращении всех тарифов на потребительские и промышленные товары с перспективой их полного устранения к 2015 г.
Таблица 2.2
Экспорт, импорт, торговый баланс США по регионам1 (млн. долл.)
Регионы
Июнь 2004
Июнь 2005
экспорт
импорт
баланс
экспорт
импорт
баланс
Всего: в том числе
68747
127657
-58910
77905
141940
-64034
Северная Америка
25605
37101
-11496
28698
38863
-10165
Европа
15782
27658
-11876
17937
30751
-12814
Тихоокеанский регион
17548
42482
-24934
19070
47450
-28380
Южная и центральная Америка
5131
8416
-3285
6234
10540
-4306
Страны ОПЕК
2013
8082
-6069
2538
10283
-7746
Африка
2455
3746
-2720
1578
4801
-3223
Другие страны
2076
5732
-3276
2855
6161
-3306
Весьма энергично американская администрация действует и в вопросе создания "охватывающих весь мир" зон свободной торговли с отдельными странами и региональными группировками. В 2004 г. Конгрессом одобрены два новых соглашения о свободной торговле (Австралия, Марокко), подписаны соглашения о свободной торговле с пятью странами Центральной Америки - КАФТА (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас и Никарагуа), а также с присоединившейся позже к КАФТА Доминиканской Республикой, завершены переговоры по соглашению о свободной торговле с Бахрейном. Ведутся переговоры по заключению подобных соглашений с Панамой, Эквадором, Колумбией, Перу, Таиландом и пятью государствами Южно-Африканского таможенного союза (Ботсвана, Южная Африка, Лесото, Свазиленд и Намибия).
Продолжается работа по продлению и оптимизации различных преференциальных программ США, механизм действия которых позволяет эффективно открывать рынки стран-бенефициариев подобных программ для американского экспорта. Президент Буш подписал закон о продлении срока действия т.н. "Закона о содействии Африканскому развитию", предусматривающего предоставление торговых преференций для 37 государств Африки к югу от Сахары1.
Вступление в силу 1 января 1994 г. соглашения между США, Канадой и Мексикой о НАФТА (Североамериканской зоны свободной торговли) означало создание в Западном полушарии регионального интеграционного объединения мирового значения, способного стать важным фактором изменения соотношения позиций в глобальном контексте между основными полюсами экономической силы и политического влияния.
На протяжении 15 лет подлежат ликвидации почти все торговые и инвестиционные барьеры, чтобы обеспечить свободное движение товаров, услуг и капиталов через границы стран, подписавших соглашение о НАФТА. Этот документ в деталях регулирует темпы и полноту устранения таможенных и других ограничений, которых на старте насчитывалось около 25 тыс.
Создание Межамериканской зоны свободной торговли (МАЗСТ) является одним из важных элементов внешнеэкономической стратегии США.
Решение о формировании было принято на созванной по инициативе США встрече глав государств и правительств стран Западного полушария (кроме Кубы) в декабре 1994 г. (саммит Америк-94). Цель создаваемой интеграционной группировки - гармонизировать правила осуществления торговли и инвестиций, регулируемые в настоящее время различными региональными и субрегиональными торговыми соглашениями (НАФТА, МЕРКОСУР и др.). МАЗСТ объединит 34 государства, население которых составляет более 800 млн. человек. Торговый оборот внутри американского континента составит 20% от мировой оборота, ВВП стран МАЗСТ составит более 40% мирового2.
Либеральные тенденции доминируют в США, но в то же время позиции сторонников жесткой защиты внутреннего рынка традиционно прочны. В условиях, когда США продолжают претендовать на лидерство в сфере международных связей, они вынуждены постоянно совершенствовать инструменты торговой политики для достижения главных целей - открытия новых рынков для американского экспорта и защиты национального рынка от «несправедливой» иностранной конкуренции.
Средний уровень таможенного обложения импорта в США составляет в адвалорном эквиваленте 5.7% против 6.9% в ЕС и 6.5% в Японии. Тем не менее таможенные органы США ежегодно собирают пошлины в размере 20 млрд. долл. Половина из них приходится на поступления от обложения импорта готовой одежды. Если средний уровень тарифа для продукции обрабатывающей промышленности составляет 3%, то для готовой одежды – 16.5%.3 В США сохраняются и другие островки протекционизма. Особенно экстремально высокие тарифы существуют для таких товарных групп, как продовольствие, текстиль, обувь, изделия из кожи, ювелирные и керамические изделия, стекло, грузовые автомобили и железнодорожные вагоны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.