Рефераты. Социально-экономическая сущность бюджета Российской Федерации

Так, в 1999 году в расчетах к федеральному бюджету объем доходов составил 473,7 млрд. рублей, а фактически — 615,5 млрд. рублей, с приростом в 141,8 млрд. рублей, или 29,9%. При формировании проекта федерального бюджета на 2000 год доходы были заложены в сумме 797,2 млрд. рублей, по факту— 1132,1 млрд. рублей, то есть с увеличением в 334,9 млрд. рублей или 42%. Ожидаемая оценка доходов федерального бюджета на 2001 года составляет 1481,8 млрд. рублей, что на 288,3 млрд. рублей (24,1%) больше суммы, утвержденной в федеральном бюджете.

Таким образом, Правительство Российской Федерации стремится защитить федеральный бюджет от колебаний рыночной конъюнктуры и создать определенный запас для достаточно произвольного маневра финансовыми ресурсами в течение года.

Сохраняется тенденция формирования доходов федерального бюджета преимущественно за счет налоговых доходов, доля которых в общем объеме доходов федерального бюджета на 2002 год практически не изменяется по сравнению с 2001 годом и прогнозируется в размере 93,4%. Соответственно, неналоговые доходы в составе доходных источников занимают невысокий удельный вес — 5,6%

Таким образом, создавая определенный финансовый запас, государство создает тем самым благоприятные условия для развития собственной экономики и направляет эти финансовые потоки в виде дотаций, субъектам нуждающимся в финансовой поддержке.

Благоприятная экономическая обстановка в России позволяет государству поднять уровень жизнь своего населения. Примером того служит постоянное увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, постоянное увеличение размеров пенсии, дотационных выплат.

Подводя итог, можно сказать, что налоги играют главную роль в формировании бюджета.

Используемая литература:


1.     И.А. Погосов Финансы, денежное обращение и кредит, - М.: ООО «Проспекть-Н»

2.     Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997

3.     Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999

4.     Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2002 год (анализ концепции) // Экономист, 2001. №11

5.     Налоги: федеральные и местные // Финансовая газета. 2001. № 12

6.     Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. -  2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000

7.     Федеральный закон от 27.12.2000 №147-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» // Российская газета, 28 декабря 2000

8.     Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2002 год»

9.     Выписки из Заключения Экспертно-консультативного Совета  при Председателе Счетной Палаты Российской Федерации «о Федеральном бюджете на 2002г.»

10. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2002 год»


Ссылки на страницы используемые в глобальной сети INTERNET:


#"_Hlt8976945"> - Экспертно-консультативный Совет при Председателе Счетной Палаты Российской Федерации:

Ø     Заключение Совета на проект Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2002 год";

Ø     Оценка прогноза социально-экономического развития России на 2002 год;

Ø     Доходы федерального бюджета на 2002 год;


#"#">#"_Hlt8976590">#"_Hlt9000345"> – Бюджет Российской Федерации:

¨     Бюджетная система РФ;

¨     Программа Союза Правых Сил (Совершенствование процедур разработки, утверждения, исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета и проблемы статуса внебюджетных фондов в системе государственных финансов);

¨     Заключения Экспертно-консультативного Совета  при Председателе Счетной Палаты Российской Федерации «о Федеральном бюджете на 2002г.»;

¨     Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «о бюджетной политике на 2002год»;


#"#">#"1.files/image002.jpg"> Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет по видам налогов за январь-декабрь 2001 года (в %)



Структура поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет по видам налогов за январь-декабрь 2001 года (в %)




Поступление налогов и сборов, контролируемых МНС России, в федеральный бюджет в 1999-2001 годах


Бюджетное послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год"

20 апреля 2001 года Президент Российской Федерации В.В.Путин в соответствии со статьей 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации направил Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.С.Строеву, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневу и Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" (см. письмо от 31 марта 2001 года N Пр-605).

В письме Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову глава государства указал, что "Правительству Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 171 и пункта 3 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации надлежит принять Бюджетное послание Президента Российской Федерации за основу при подготовке проектов федерального бюджета на 2002 год и Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".

Текст Бюджетного послания содержит основные ориентиры бюджетной политики в 2002 году, вытекающие из стратегических направлений, сформулированных в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу".

Как следует из послания, важнейшей задачей бюджетной политики в 2002 году и на долгосрочную перспективу является поддержание макроэкономической сбалансированности. Профицит федерального бюджета в 2000 году составил 2,5 процента ВВП. На 2001 год также предусмотрена бездифицитность федерального бюджета. Президент РФ отметил, что такая политика должна быть продолжена в 2002 году и в последующие годы.

Более подробно остановимся на определении Президентом РФ первоочередных задач бюджетной политики в области доходов.

Отмечено, что увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику, а за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития частного бизнеса, сокращению нелегального теневого оборота.

Президентом РФ определены следующие основные направления дальнейшего развития налоговой реформы:

-                     принятие главы Налогового кодекса РФ, регулирующей вопросы налогообложения прибыли; исключение из налоговой системы полностью налогов и сборов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также налога на покупку иностранных денежных знаков, - не позднее чем с 2003 года;

-                     продолжение снижения ставок единого социального налога;

-                     сохранение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов;

-                     продолжение реформы налогообложения пользования природными ресурсами. Необходимо вводить и постепенно расширять применение рентных принципов в отношении налоговых платежей за пользование недрами. По словам Президента РФ, целесообразно перейти к исчислению платы за пользование недрами на основе рыночных цен, сохранив практику установления экспортных пошлин на добываемые ресурсы.

В соответствии с Бюджетным посланием, соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации по названным направлениям должны быть подготовлены и приняты уже в текущем году, чтобы их можно было положить в основу бюджетной политики на предстоящий год.

Что же касается области расходов, то Президент РФ выделил следующие первоочередные задачи бюджетной политики:

-                     установление жестких смет расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений;

-                     завершение формирования механизма, препятствующего принятию законов без учета их последствий для бюджетной системы;

-                     овладение современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, внедрение индикаторов результативности затрат государственных средств для того, чтобы расходная часть федерального бюджета стала инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей;

-                     продолжение оптимизации сети высших и профессиональных учебных заведений в соответствии с потребностями страны;

-                     разработка в текущем году Правительством Российской Федерации Концепции реформирования системы социальных льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения и ликвидацию ведомственных льгот;

-                     осуществление государственных закупок (заказов) должно происходить прозрачно, на конкурсной основе;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.