Рефераты. Социально-экономическая сущность бюджета Российской Федерации

Федеральным законом предусматривается рост размеров акцизов по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации, в номинальном выражении на 4,4% по сравнению с ожидаемыми показателями 2001 года.

Несмотря на предусмотренную индексацию ставок акцизов на 12% в соответствии с прогнозируемым ростом инфляции темпы прироста поступлений акциза на природный газ предусматриваются на уровне лишь 1,6%. В связи с этим необходимо дополнительно вопрос о повышении цены реализации природного газа, принятой при расчете акциза, и общего размеров поступлений акциза.

Целесообразно также применять дифференцированный подход к индексации ставок акцизов по каждой группе подакцизных товаров (в частности, на алкогольную продукцию), стимулирующий увеличение налогооблагаемой базы за счет расширения легального производства.

Платежи за пользование природными ресурсами в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2002 год» предусматриваются в размере 179,9 млрд. рублей, что в 4,8 раза больше соответствующих поступлений, утвержденных бюджетом 2001 года. Существенный рост данных платежей связан с введением в действие с 1 января 2002 года налога на добычу полезных ископаемых, основную долю в составе которого занимает налог на добычу нефти, поступление которого предусматривается в размере 164,4 млрд. рублей.

Исходя из установок Бюджетного послания целесообразно в процессе рассмотрения проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" продолжить работу по отмене экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот. Несмотря на проделанную работу в данном направлении, налоговые льготы по-прежнему занимают высокий удельный вес в составе налоговых доходов. Общая сумма налоговых льгот, предоставляемых в соответствии с федеральным налоговым законодательством, составит в 2002 году 497,5 млрд. рублей, или 4,69% к прогнозируемому объему ВВП по консолидированному бюджету, в том числе 209,7 млрд. рублей или 1,98% к ВВП по федеральному бюджету.

Правительством Российской Федерации в законопроекте предусматривается рост таможенных сборов по сравнению с утвержденным бюджетом 2001 года в 1,9 раза, что соответствует сложившейся тенденции увеличения поступлений данного налога. В то же время таможенные сборы в представленном законопроекте и в соответствии с Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» отнесены к группе неналоговых доходов, что противоречит статье 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что они являются налоговыми доходами федерального бюджета. В связи с этим необходимо привести в соответствие указанные законодательные акты в части отнесения таможенных сборов к одной группе доходов.

Несмотря на требования Президента Российской Федерации, сформулированные в Бюджетном послании, Правительство Российской Федерации по-прежнему недостаточно сориентировано на повышение эффективности управления государственным имуществом и увеличение доходов от его использования.

Поступления в федеральный бюджет по статье неналоговых доходов «Дивиденды по акциям, принадлежащим государству» на 2002 год определены в размере 4,9 млрд. рублей против 2 млрд. рублей, установленных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год», и 4,7 млрд. рублей, ожидаемых в 2001 году.

Несмотря на определенный рост объема данных неналоговых доходов, их удельный вес составит лишь 0,3% в общем объеме доходов федерального бюджета на 2002 год, а 73% поступлений дивидендов прогнозируется лишь от 6 акционерных обществ («Газпром», «Роснефть», «Славнефть», РАО «ЕЭС России», «ТВЭЛ», «АК «Алроса») из 3949 акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в собственности Российской Федерации. Кроме того, акционерные общества с государственным участием направляют на выплату дивидендов значительно меньшую по сравнению с полностью приватизированными компаниями долю чистой прибыли. Результаты проверок Счетной палаты Российской Федерации показывают, что работа в Минимуществе России по прогнозированию доходов от дивидендов по акциям, принадлежащим государству, должным образом не организована, отсутствует необходимая нормативно-методическая база.

По расчетам Счетной палаты Российской Федерации в 2001 году на акции, принадлежащие Российской Федерации, будет приходиться не менее 97,8 млрд. рублей чистой прибыли (по крупнейшим плательщикам). При наличии на рынке общей тенденции увеличения доли чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, прогноз доходов по данной статье бюджета, рассчитанный на основе усредненного значения части прибыли, направленной на выплату дивидендов в 2000 году в разрезе крупнейших плательщиков (7,9%), может составить 7,7 млрд. рублей.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусматривается увеличение платежей от государственных и муниципальных организаций с 9,5 млрд. рублей, утвержденных в бюджете 2001 года, до 13,97 млрд. рублей в 2002 году. При этом основную часть поступлений (88,6%), как и в предыдущие годы, составляют доходы совместного предприятия «Вьетсовпетро» в размере 12,4 млрд. рублей. Платежи от 9718 федеральных государственных унитарных предприятий и организаций предусмотрены в проекте бюджета на 2002 год в размере лишь 0,5 млрд. рублей при том, что по оценкам Счетной палаты Российской Федерации чистая прибыль, полученная государственными унитарными предприятиями только в 2000 году, составила 50 млрд. рублей.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" запланировано увеличение доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, по сравнению с утвержденным бюджетом 2001 года с 5,6 млрд. рублей до 8,4 млрд. рублей, или с ростом на 49,5%. Однако, по сравнению с ожидаемой оценкой 2001 года, номинальный рост доходов по данной статье бюджета составит лишь 5,9%, что в 2 раза ниже прогнозируемых темпов инфляции на 2002 год. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, исключая арендную плату за землю, вообще прогнозируется на уровне ожидаемой оценки 2001 года. Таким образом, Правительством Российской Федерации не принято достаточных мер по выполнению требования Бюджетного послания по значительному увеличению доходов федерального бюджета, получаемых от использования государственной собственности, существенным источником которых должны стать доходы от использования объектов недвижимости.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год» предусматриваются поступления в доход федерального бюджета в размере 4 млрд. рублей от прибыли Центрального банка Российской Федерации, что в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» должно составлять 50% балансовой прибыли Банка России, полученной за 2001 год.

В соответствии с действующим законодательством Банк России самостоятельно определяет смету расходов и правила ведения бухгалтерского учета, формирования учетной политики. В связи с этим финансовые результаты его отдельных операций отражаются, минуя счета доходов, что оказывает влияние на размер прибыли, отражаемой Центральным банком Российской Федерации. По мнению Счетной палаты Российской Федерации, в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» должны быть внесены изменения, предусматривающие введение государственного внешнего контроля за формированием его прибыли, исполнением сметы расходов на его содержание, организацией бухгалтерского учета и учетной политики.

Существенным дополнительным источником пополнения доходной части федерального бюджета 2002 года должны стать доходы федеральных органов исполнительной власти от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Однако, в законопроекте эти объемы поступлений по группе доходов «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» не указаны. При формировании объемов расходов федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, указанные объемы уменьшаются на сумму прогнозируемых ими доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. По мнению Счетной палаты Российской Федерации, такой подход к формированию расходов федерального бюджета не позволяет в достаточной степени оценить обоснованность размеров дополнительных источников финансирования, а также нарушает установленный статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип общего (совокупного) покрытия расходов общей суммой доходов бюджета, в соответствии с которым доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета.

Отмечая предполагаемое существенное повышение среднего уровня собираемости налоговых доходов в законопроекте по сравнению с предшествующими годами, Счетная палата Российской Федерации полагает, что точность и достоверность проектировок отдельных показателей проекта бюджета нуждается в дополнительном обосновании. В ходе рассмотрения проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» в комитетах и комиссиях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации целесообразно детально рассмотреть все имеющиеся резервы увеличения возможных поступлений в федеральный бюджет, в том числе от возврата ранее предоставленных средств федерального бюджета на возвратной основе.

Немаловажной проблемой достоверности и обоснованности проекта доходов федерального бюджета на 2002 год является состояние нормативно-методической базы по их формированию. Единственным документом, регламентирующим работу по разработке проекта доходов на федеральном уровне, являются утвержденные заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации А.Л. Кудриным 12 апреля 2001 года Методические рекомендации по формированию доходов федерального бюджета на 2002 год. Однако данные методические рекомендации носят достаточно общий характер, определяют лишь основные подходы к формированию доходов бюджета, используемую отчетность и информацию, и не раскрывают технологию и алгоритм расчета конкретных показателей налоговых и неналоговых доходов. Непосредственные расчеты доходов федерального бюджета осуществляются на основе сложившейся в Министерстве финансов Российской Федерации практики. В целях создания более основательной методической базы Правительству Российской Федерации необходимо принять меры по обеспечению разработки полноценных методических указаний по расчету значений соответствующих показателей в разрезе групп, подгрупп, статей и подстатей доходов классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Данные методические указания должны предусматривать алгоритмы расчета налогооблагаемой базы, облагаемых оборотов, уровней собираемости, прогнозных мировых и внутренних цен и других параметров.

Заключение

Анализ прогнозируемых и фактических объемов доходов федерального бюджета за 1999—2001 годы свидетельствует об их заведомом занижении Правительством Российской Федерации на стадии формирования проекта федерального бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.