Рефераты. Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской облас...

В профессиональной структуре свободных рабочих мест в 2000 году преобладали вакансии для рабочих (более 14 тысяч). По-прежнему предложение превышало спрос для работников здравоохранения (на 234 желающих устроиться по профессиям врач, акушерка, фельдшер и т.д. – заявлено 465 вакансий). Минимальная конкуренция (менее 1 человека на одно место) среди спортсменов, специалистов культуры и искусства, учебно-воспитательского, преподавательского состава, контрольно-инспекторского персонала.

Распределение предприятий заявивших о наличии вакансий по отраслям экономики в 2000г. представлено на рисунке 2.6.


Рисунок 2.6 - Распределение предприятий, заявивших о наличии вакансий по отраслям экономики в 2000 году.


Наибольший коэффициент напряженности отмечен для специалистов:

-         по кадрам и профориентации – 13;

-         в области экономики, коммерции и маркетинга – 14.

Среди служащих, состоящих на учете, на одно вакантное рабочее место претендуют три человека, тогда как для рабочих вакансий предложено на 13 % больше, чем желающих трудоустроиться.

Активной динамикой трудоустройства способствовало проведение ярмарок и мини-ярмарок вакансий рабочих мест. Проведение массовых мероприятий по содействию занятости представлено в таблице 2.16.

Таблица 2.16 - Проведение массовых мероприятий по содействию занятости

Год

Количество проведенных ярмарок, мини-ярмарок вакансий, дней предприятий и т.п. мероприятий, ед.

Количество организаций, принявших участие в ярмарках, мини-ярмарках вакансий, днях предприятий и т.п. мероприятий, ед.

Количество посетивших ярмарки, мини-ярмарки вакансий, дни предприятий и т.п. мероприятия, чел.

Количество заявленных вакансий, ед.

Количество граждан, получивших направление на работу (приглашение на собеседование), ед.

1998

119

185

5616

2648

1695

1999

380

683

13960

6299

3622

2000

1034

1418

20050

16859

6395

Увеличение количества вакансий в 2000г. дало возможность каждому третьему гражданину подобрать для себя подходящую работу (в 1999г. – каждому четвертому). Количество ярмарок в сравнении с 1999г. увеличилось более, чем в три раза; численность посетителей подобных мероприятий в сравнении с показателем периода 1999г. возросла до 14,2 тыс. человек. Из общего количества ярмарок вакансий  98 % составляют мини-ярмарки, требующие со стороны органов службы занятости минимальных финансовых затрат на свое проведение. Они дают возможность работодателям оперативно предоставлять информацию об имеющихся вакантных местах, произвести качественный отбор кандидатов для их заполнения. Ярмарки собирают широкий круг не только безработных граждан, но и занятых, желающих сменить место работы, пенсионеров, студентов. Их привлекает перспектива самостоятельно подбирать приемлемые варианты трудоустройства, получить интересующую их информацию непосредственно от работодателя, проконсультироваться у профконсультантов, юриста, специалиста по трудоустройству.

Характерно, что все более популярными и результативными становятся отраслевые, специализированные ярмарки вакансий (для строителей, работников угольной промышленности, торговли, общепита, для женщин, инвалидов), практикуемые в крупных городах Кемерово и Новокузнецк.

В целом по области в 2000г. специалисты службы занятости располагали сведениями о 78,9 тыс. вакансий (в 1,4 раза превысило аналогичный показатель прошлого года). Максимальное увеличение емкости банка вакансий отмечалось почти двукратное – во всех городах, кроме Топок, Мысков и Осинников. Практически единицы свободных рабочих мест фиксируется в городах: Тайге, Мариинске, Крапивинском, Тисульском, Тяжинском, Яйском, Чебулинском, Топкинском районах, что является причиной высоких коэффициентов напряженности в этих территориях (в Тисульском районе – до 83 чел. на заявленную вакансию).

Процесс трудоустройства на заявленные вакансии ограничивался рядом объективных обстоятельств, среди которых:

ü     традиционно, несоответствие как профессионально - квалификационного состава, так и территориального распределения незанятых граждан и наличных свободных мест. Например, из 78,9 тыс. вакансий, имевшихся в службе занятости, больше половины (61 %) заявлены работодателями городов Кемерово (каждое четвертое) и Новокузнецка (каждое третье). Численность незанятых граждан, состоявших на учете в ОЗН этих городов за тот же период, составила лишь 27 %;

ü     преобладание вакансий с низким уровнем заработной платы от 500 до 1000 руб. при величине прожиточного минимума трудоспособного человека 1055 руб., что непосредственно повлияло на их востребованность, каждая четвертая;

ü     каждое десятое рабочее место оплачивалось в размере 200 – 500 руб.;

ü     2 % рабочих мест предполагало оплату труда до 200 руб.;

ü     наличие высоких требований, предъявляемых работодателями к кандидатам на замещение вакантных мест (в том числе половозрастные ограничения у каждой пятой вакансии, стаж работы и профессиональные навыки запрашиваются в первую очередь и т.д.).

Согласно ответам на рекомендательные письма и направления на работу, основными причинами отказов работодателей в приеме на работу безработных граждан являются:

-         вакансия занята;

-         не прошел по конкурсу;

-         отсутствие опыта работы;

-         отсутствие документов, подтверждающих наличие определенной квалификации;

-         низкая квалификация;

-         отсутствие дополнительных навыков и умений.

Фактическими же основаниями для отказа могли служить – наличие судимости и (или) увольнения за виновные действия в прежней трудовой деятельности; отдаленность места жительства от места работы, возраст, наличие детей дошкольного возраста, длительная незанятость, неряшливый вид, неумение правильно построить беседу с работодателем, сознательное создание отрицательного мнения о себе.

В свою очередь безработные граждане отказываются от предложенных вариантов трудоустройства по следующим причинам:

-         низкий уровень оплаты труда;

-         невыполнение работодателем своих обязательств (задержка выплаты зарплаты, условия труда, несоблюдение правил приема на работу и т.п.);

-         отдаленность места работы от места жительства;

-         состояние здоровья;

-         тяжелые условия труда.

Отсутствие вакансий с заработной платой на уровне средней по области является препятствием для трудоустройства бывших работников нефте- и газодобывающих предприятий, железнодорожного транспорта, банковских служащих, руководителей и специалистов. Безработные из этих категорий имеют, как правило, заработную плату выше средне областной, что непосредственно способствует росту социального иждивенчества.

В 2000 году территориальные ОЗН продолжали укреплять партнерские отношения с работодателями различных форм собственности. Департамент осуществлял информационное обеспечение ОЗН материалами оп опыту аналогичной работы других регионов.

Значительно активизировалась  деятельность по формированию  банка свободных рабочих мест с использованием традиционных каналов получения информации:

-         из заявок;

-         по телефону;

-         во время посещений предприятий и организаций;

-         при регистрации предприятия в Фонде занятости.

В настоящее время служба занятости предоставляет ряд, ставших популярными среди работодателе, услуг: круглосуточный прием вакансий по факсу; размещение вакансий в газетах по просьбе работодателей, использование практики закрытых вакансий и т.п.

По сравнению с 1999г. заметно выросло количество вакансий, поступивших в территориальный органы службы занятости области. Увеличилось число предприятий, представляющих сведения о вакансиях в службу занятости. Традиционными оставались причины, по которым не все предприятия сообщали о существующих вакансиях, в их числе:

ü     перепрофилирование производства, вследствие чего отдельные рабочие места оказались законсервированными;

ü     отсутствие четкой перспективы в развитии производства в связи с тяжелым финансовым положением предприятия;

ü      прием на работу граждан, ранее работавших на данном предприятии и зарекомендовавших себя с положительной стороны;

ü     трудоустройство через личные контакты;

ü     определенное недоверие работодателей к клиентам службы занятости, среди которых немало длительно неработающих и уволенных за нарушение  трудовой деятельности.

Средняя продолжительность "существования" вакансий по областной службе занятости на конец 2000 года составила 3,3 месяца. Данные по движению числа вакансий, заявленных в службу занятости представлены в таблице 2.17.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.