|
Показатели таблицы 1.1 говорят о четко сложившихся неблагоприятных тенденциях постарения населения и волнообразного уменьшения доли населения моложе трудоспособного возраста.
Основное пополнение трудовых ресурсов происходит и будет происходить в будущем за счет населения моложе трудоспособного возраста. Следовательно, оно в значительной степени определяется демографическими процессами, происходящими в стране. Трудовые ресурсы определяют количество и структуру труда, а качество и потенциальные возможности характеризует трудовой потенциал. [22]
Трудовой потенциал есть совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом. Вместе с тем эта качественная сторона находится в определенном единстве с трудовыми ресурсами.
Количественно трудовой потенциал можно определить путем перемножения численности трудовых ресурсов на время, которое может отработать один работник в течение года.
Качественная характеристика трудового потенциала включает физическую, интеллектуальную и социальную составляющие.
Физическая составляющая характеризует физические и психологические возможности людей, зависящие от здоровья человека. На здоровье влияют уровень и качество жизни, условия труда, техника безопасности на производстве, состояние внешней среды, уровень здравоохранения.
Наиболее существенной характеристикой качества трудового потенциала выступает интеллектуальная составляющая - накопление знаний и опыта по различным аспектам развития природы и общества, научно-технических, экономических и культурных достижений. Накопление знаний осуществляется в социально-культурной, духовной сфере. Ядром знаний выступают образование и научные исследования. Эти две области тесно связаны между собой через основные объекты их деятельности. С одной стороны, - через информационные потоки, с другой, - через учащихся, преподавателей, научные кадры.
Образовательный потенциал рабочей силы и населения непосредственно характеризуется данными об уровне образования. Эти показатели широко используются в каждой стране и для международных сравнений.
Социальная составляющая трудового потенциала. Трудовой потенциал человека зависит от социальной среды, социальной справедливости и социальной защищенности. В дореформенный период социальные гарантии были не достаточно высокими, но более надежными: желающие обеспечивались работой; существовала бесплатная форма образования, медицинского обслуживания и получения жилья; устойчивая система пенсионного обеспечения; широкая сеть детский дошкольных учреждений. Наиболее острыми проблемами считались уравнительность и остаточный принцип финансирования.
С середины 1993 года в российской статистике осуществлен переход на рекомендуемую международной организацией труда (МОТ) классификацию населения на экономически активное и неактивное население.
Экономически активное население (рабочая сила) есть часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных и измеряется по отношению к обследуемому периоду.
Уровень экономической активности населения – это доля экономически активного населения в общей численности населения.
К занятым относятся лица обоих полов в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
· Выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу, самостоятельно либо у отдельных граждан, независимо от сроков получения непосредственной оплаты или доходов за свою должность. Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, а также учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений;
· Временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы; ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов; возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (что имеет место при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребёнком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска;
· Выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
· Не имели работы (доходного занятия);
· Занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятий, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела;
· Были готовы приступить к работе.
При отнесении к безработным должны быть соблюдены одновременно все три критерия, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, в соответствии с критериями, заложенными выше. [22]
Рабочая сила присуща любому обществу независимо от этапа его развития, его общественной формы. Под рабочей силой понимают физические и умственные способности к труду, которыми обладает человек и которые он использует при производстве материальных и духовных благ. Однако только на определенной ступени исторического развития общества это понятие приобрело конкретный экономический смысл. Способность к труду – рабочая сила – стала товаром. Это знаменовало собой возникновение нового общественного строя, нового способа производства – капитализма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.