Рефераты. Основы банковского дела

Схема активного счета



Двойная запись означает, что сумма каждой банковской операции должна отражаться на счетах дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого счета независимо от их вида. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение в учете деятельности банка. Кроме того, использование двойной записи имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов оборотов по счетам, что осуществляется по окончании каждого отчетного периода (в банке ежедневно), когда бухгалтерия подсчитывает суммы оборотов по дебету и кредиту всех видов счетов. Неравенство сумм свидетельствует об ошибке, допущенной бухгалтером при записи банковских операций по счетам. Двойная запись оформляется указанием дебетуемого и кредитуемого счетов на сумму банковской операции, что называется корреспонденцией счетов, или счетной формулой, либо бухгалтерской проводкой.

Информация на активных и пассивных счетах по способу ее обобщения и группировки делится на синтетическую и аналитическую. Счета синтетического учета предназначены для отражения состояния и движения средств банка, их источников в обобщенном виде и только в денежном выражении. Данные сведения служат основанием для заполнения отчетности и прежде всего баланса, а значит используются при анализе его показателей. Синтетические счета подразделяются на счета первого порядка и счета второго порядка. Счета первого порядка носят обобщенный характер и требуют детализации, которая осуществляется через счета второго порядка.

Для управления и руководства работой банка, контроля и планирования, организации расчетов с клиентами, работниками, заемщиками, поставщиками, бюджетом требуются детальные, частные сведения, подробно характеризующие все стороны деятельности банка не только в денежном, но и в натуральных и трудовых измерениях. Такой учет и счета, предназначенные для этого вида учета, называются аналитическими. Открывают их в развитие определенного синтетического счета, поэтому между ними существует тесная взаимосвязь: сальдо конкретного синтетического счета должно быть равно сумме сальдо всех аналитических счетов, к нему относящихся; также равны и суммы оборотов по этим счетам. Если синтетический счет активный, то и относящиеся к нему аналитические счета активные. Количество синтетических счетов ограничено планом счетов, а количество и наименование аналитических счетов банк устанавливает самостоятельно. Аналитический учет организуется в банках путем открытия и ведения лицевых счетов по видам валют, клиентам, банков-корреспондентов, видам ссуд и по прочим признакам.  Каждому лицевому счету присваивается  наименование и номер. Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению информации. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в книгах с указанием даты совершения операции, номера документа, вида (шифра) операции, номера корреспондирующего счета, суммы — отдельно по дебету и кредиту, остатка.

Баланс является наиболее важным элементом бухгалтерского учета. Представляет собой отношение взаимосвязанных показателей в деятельности банка. Иначе говоря, баланс коммерческого банка — это баланс, в котором отражается состояние собственных и привлеченных средств в банке, размещение их в кредитные и другие активные операции.

Отчетность намного шире освещает уставную деятельность банка, чем его баланс, так как включает ряд таблиц, характеризующих состав расходов и доходов банка, его инвалютных средств, налогооблагаемой базы, фондов экономического стимулирования, резервов и т. п. Тем самым ее формы полностью удовлетворяют требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету по обеспечению информацией управления, проведению анализа и контроля за уставной деятельность банка как со стороны банка, так и его внешних пользователей (учредители, клиенты, налоговые службы, Центральный банк РФ).

В отличие от других хозяйствующих субъектов банки ежедневно составляют форму отчетности «Операционный день» с целью оперативного контроля, управления и анализа своей деятельности. Форма «Операционный день» содержит данные не только об остатках средств и ресурсов, но и об оборотах по синтетическим счетам. Ее таблица имеет следующий вид (табл. 6):

Таблица 6. Отчетность «Операционный день»

Синтетические

Входящие остатки

Обороты

Исходящие остатки

счета второго порядка

актив (дебет)

Пассив (кредит)

дебет

кредит

актив (дебет)

пассив (кредит)


Таким образом, под проведением бухгалтерского учета понимается процесс группировки информации, содержащейся в документах, и получение отчетных сведений за определенный период. Для осуществления данного процесса разработаны специальные учетные регистры в виде книг, журналов, ведомостей, свободных листов, карточек определенного содержания и назначения. Например,

•        бухгалтерский журнал, который ведется в двух экземплярах, первый прилагается к ежедневному балансу, второй — к бухгалтерским документам дня (подписывается главным бухгалтером и бухгалтером) и предназначен для регистрации всех операций, проведенных за день по документам, в том числе изготовленным программным путем в банке;

•        кассовый журнал, составляющийся в установленном порядке в двух экземплярах, служит для регистрации учетных операций по выдаче и приему наличной валюты;

•        инвентарная книга необходима для учета состояния и движения объектов основных средств;

*        регистрационная книга — перечень открытых клиентам расчетных и текущих счётов;

•        другие основные регистры бухгалтерского учета в коммерческом банке, предусмотренные Правилами.

В зависимости от того, какие и сколько учетных регистров используются и в какой последовательности производятся записи в них. Различают формы бухгалтерского учета. Одной из таких форм, которая в большей степени используется в банках, является мемориально-ордерная форма счетоводства. В соответствии с ней однородные операции оформляются в мемориальном ордере, где указываются: краткое содержание операции, ее сумма и проводка (корреспондирующие счета), а затем группируются на счетах (в книгах, ведомостях). Операции записываются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения операций в регистрах обеспечивают лица, заполняющие и подписывающие их, а также лица, осуществляющие дополнительный контроль. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность.


6.2 Баланс банка


Баланс представляет собой сгруппированный поток информации о ресурсах и средствах банка. Баланс (фр. balance — весы) означает уравновешивание, равновесие. Таблица баланса состоит из двух частей: актива — характеризует состояние и размещение средств банка и пассива — состояние ресурсов (источников) тех же средств и их целевое назначение на определенную дату (ежедневно, на конец месяца, квартала, года). В соответствии с балансом денежному выражению источников должно соответствовать денежное выражение средств, т. е. при заполнении баланса необходимо обязательно добиться равенства указанных величин.

Баланс состоит из счетов, которые делятся на балансовые, счета доверительного управления и внебалансовые счета, счета, отражающие срочные операции, и счета депо. В свою очередь балансовые счета подразделяются на:

•        активные, которые включают денежные средства и драгоценные металлы, счета в центральном банке, средства в банках и кредитных учреждениях, вложения в ценные бумаги, кредиты организациям, предприятиям  и населению, учтенные векселя (приобретенные), дебиторская  задолженность, основные средства, и нематериальные активы, расходы банка, прочие активы;

•        пассивные, на которых отражаются средства ЦБ РФ, средства банков и кредитных учреждений, средства клиентов (физических и юридических лиц), выпущенные долговые обязательства, кредиторская задолженность, прочие обязательства, уставный фонд (акционерный капитал), прочие фонды, прибыль за отчетный год, использование прибыли в отчетном году, нераспределенная прибыль, доходы банка, итого по пассиву.

Все балансовые счета подразделяются на синтетические счета первого и второго порядка. Шифр счетов первого порядка от 102 до 705 — трехзначный; второго (более детализированного) — пятизначный. Счета второго порядка детализируют счета первого порядка.

Немаловажное значение имеют вновь введенные счета раздела Б «Счета доверительного управления», когда банк может выступать учредителем управления или доверительным управляющим. При этом в его распоряжение поступает обособленное имущество, по которому составляется самостоятельный баланс.

Большое значение придается внебалансовым счетам (раздел В), которые учитывают ценности и документы, принятые на хранение, инкассо, комиссию, а также состав и движение источников финансирования капитальных вложений, бланки строгой отчетности, бланки акций и др. Согласно Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории России (п. 1.12.12), ценности и документы, отраженные в учете по балансовым счетам, по внебалансовым счетам не отражаются, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами и нормативными актами Банка России. Внебалансовые счета, так же как и балансовые, распадаются на счета первого и второго порядка, имеют 3- и 5-значный шифр, состоят из активных и пассивных счетов, ис¬пользуют принцип двойной записи при регистрации хозяйственных операций. Причем активные счета корреспондируют со счетом № 99999, а пассивные — со счетом № 99998, возможна корреспонденция между внебалансовыми счетами. Аналитический учет организуется на лицевых счетах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.