Рефераты. Основы банковского дела

Среди прочих выделяют также комиссионные, или посреднические операции — «операции, предполагающие получение комиссионного вознаграждения за определенные предоставленные услуги. К ним, в частности, можно отнести:

1.       Товарно-комиссионные операции, при проведении которых банк выступает посредником в купле-продаже товаров для своих клиентов.  Формами таких операций выступают:  покупка банком ценностей (товаров) по поручению предприятий; реализация товаров банком по поручению предприятия-с предоставлением ему ссуд (банк может найти покупателей); реализация товаров, банком по поручению предприятия с выдачей ссуд покупателю на приобретение товаров.

2.       Операции  с драгоценными  металлами  представляют собой покупку и продажу, прием на хранение, оценку, формирование заказов на ценности, рекламу золота и других драгоценных металлов.

Наиболее распространенные операции — приобретение золота и серебра в слитках на рынках драгоценных металлов, чеканка золотых . и серебряных монет различного номинала и продажа их клиентам по рыночному курсу. Маржа, получаемая в этом случае банком, и будет служить его прибылью. Второй операцией банков с драгоценными металлами выступает продажа золота клиентам путем открытия золотого (металлического) счета. В этом случае клиент обращается в банк для приобретения золота, банк «продает» ему его на условиях открытия двух счетов — счета, где отражается сумма проданного золота, и счета, на который поступают деньги. За проданное золото, выдает сертификат, в котором отражается количество приобретенного золота. Золото остается в банке. Если клиент решит его продать, он приходит в банк, предъявляет сертификат и банк закрывает счет и выдает клиенту денежную сумму, равную рыночной цене золота, и начисленные проценты по второму счету. В качестве прибыли банк получает проценты от размещения денег со второго счета и при условии снижения рыночной цены золота маржу между ценами покупки и продажи.

3.       Операции по размещению ценных бумаг на первичном рынке на условиях андеррайтинга. Банк в этом случае выступает посредником между эмитентом ценных бумаг и инвестором. Такие операции бывают двух видов. Операция НИФ — это среднесрочный договор обычно на 3—5 лет между банком и эмитентом ценных бумаг о том, что в случае трудностей с реализацией ценных бумаг банк, берет на себя обязательство их покупки или предоставление равноценного кредита, кроме того, тот же банк может заняться размещением ценных бумаг. Банк покупает ценные бумаги по номинальной стоимости а размещает по курсу. Предприятие быстро получает деньги и пускает их в обращение. Если нет запрета законом, банк может оставить себе эти ценные бумаги и стать учредителем. Операция РУФ — это среднесрочный договор, не предусматривающий инвестиционных функций банка в связи с эмиссией ценных бумаг. Банки имеют право передавать свои облигации другим банкам, банки не выкупают ценные бумаги, а предоставляют кредит. За эти операции банки получают комиссионное вознаграждение.

Помимо этого банки проводят следующие операции: по хранению ценностей в сейфах, предоставлению в аренду транспорта, доставке наличных денег (инкассаторские операции). В силу того что банки выполняют в настоящее время свыше 200 операций, все их рассмотреть невозможно.

Контрольные вопросы:

1.       Определите понятия «пассивные и активные операции коммерческого банка».

2.       Какова структура пассивных и активных операций банка?

3.       Назовите функции собственного капитала банка.

4.       Какие виды кредитных операций выполняет банк?

5.       Каковы основные этапы кредитного процесса?

6.       В чем суть учетных операций?       ■

7.       Какие операции с ценными бумагами осуществляет банк?

8.       Как осуществляются расчеты в банке?

9.       Какие виды вексельных операций вы знаете?

10.     Какие виды валютных операций существуют?

11.     Что относится к финансовым услугам коммерческого банка?

Глава 6. УЧЕТ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ


6.1 Организация бухгалтерского учета в банке


Имущество банка, его обязательства и операции, осуществляемые в процессе деятельности, являются объектами бухгалтерского учета. Бухгалтерский, учет в банке представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах банка и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций. Бухгалтерский учет основывается на определенных принципах, которые в данный момент унифицированы и отвечают международным стандартам. К ним относятся:

•        непрерывность деятельности банка;

•        постоянство правил бухгалтерского учета, т. е. банк .постоянно должен руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или правовом механизме:  В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость с отчетными данными предыдущего периода. На данный момент основные правила бухгалтерского учета осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

•        осторожность. Активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете раздельно с достаточной степенью осторожности,  чтобы не переносить уже существующие,   потенциально  угрожающие  финансовому  положению банка риски на следующие периоды;

•        отражение доходов и расходов осуществляется по кассовому методу, т. е. фиксирование в учете доходов после их фактического получения и совершения расходов;

•        день отражения операций. Операции отражаются в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России;

•        раздельное отражение активов и пассивов, т. е. счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде — преемственность входящего баланса. Остатки на начало текущего отчетного периода по балансовым и внебалансовым счетам должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода;

•        приоритет содержания над формой. Операции отражаются в бухгалтерском учете согласно их экономическому содержанию (сущности), а не их юридической форме;

•        Единица измерения. Активы и пассивы учитываются по первоначальной стоимости на момент приобретения или возникновения. Первоначальная стоимость не изменяется с момента их списания, реализации или выкупа, если иное не предусмотрено действующим законодательством России и нормативными актами Банка России. Однако активы и обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни должны переоцениваться по мере изменения валютного курса и цены металла в соответствии с нормативными актами Банка России;

•        открытость. Отчеты должны достоверно отражать операции банка, быть понятными, избегать двусмысленности в отражении позиции банка;

•        консолидация. Банк должен составлять сводный баланс и отчетность, включая отчетность своих филиалов и отделений;

•        неповторяемость данных на балансе и за балансом, т. е. ценности и документы, отраженные в учете по балансовым и внебалансовым счетам, не отражаются, кроме случаев, предусмотренных Правилами и нормативными актами Банка России.

Указанные принципы организации бухгалтерского учета учтены при разработке Плана счетов бухгалтерского учета в банках с учетом накопленного опыта деятельности банковской системы в нашей стране и сложившейся практики бухгалтерского учета в зарубежных странах. Приведенные принципы используются при формировании учетной политики банка, поэтому есть основание утверждать, что при соблюдении указанных правил ведения бухгалтерского учета обеспечиваются понятливость информации для принятия управленческих решений.       

Федеральным законом о бухгалтерском учете, определены основные задачи бухгалтерского учета всех организаций, в том числе и банков. К ним относятся:

•        формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности банка и его имущественном положении, необходимой руководителям, учредителям, участникам банка, а также внешним инвесторам, кредиторам и др.;

•        ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличие и движение требований и обязательств использования материальных и финансовых ресурсов банка;

•        выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банка, предотвращение отрицательных результатов его деятельности;

•        использование показателей бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.

Понятно, что выполнение указанных задач возможно при правильной организации и ведении бухгалтерского учета. Совокупность способов и приемов, используемых для этой цели, называется методом бухгалтерского учета. В его состав включаются следующие элементы: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс и отчетность.

Документ — это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Документация выполняет роль импульса, дающего начало движению учетной информации. Она обеспечивает бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение деятельности коммерческого банка. К учету принимаются только правильно оформленные документы, а именно те, в которых заполнены все реквизиты: наименование банка, наименование документа, его номер, дата, краткое содержание банковской операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, отвечающих за операцию (исполнитель, кассир, контролер). Документы должны быть своевременно и полно заполнены, представлены на проверку и обработку, должны обеспечивать возможность предварительного и текущего контроля за деятельностью банка и активно воздействовать на результаты его работы.

Инвентаризация позволяет путем проверки материальных ценностей, основных и денежных средств, драгоценных металлов, требований и обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, либо выявляет неучтенные средства и ценности, потери, хищения, недостачи, просчеты.

При помощи инвентаризации контролируется сохранность любого вида собственности, проверяются полнота и достоверность учетных данных. Количество обязательных инвентаризаций и время их проведения устанавливаются Банком России и дополнительно каждым банком самостоятельно.

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных банковских операций. На каждый вид средств и их источников (ресурсов) открывается отдельный счет. Различают счета активные и пассивные. Название они получили от названия частей баланса и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета размещения средств банка, а также его расходов; пассивные  для учета источников образования средств (ресурсов).и его доходов. Строение счетов независимо от их вида одинаково — это таблица двусторонней формы. Одна сторона счета (левая) называется дебетом, другая (правая) — кредитом. Для большинства счетов характерно наличие сальдо (остатка) на начало и конец отчетного периода и оборотов. При одинаковом строении счетов назначение дебета и кредита в активных и пассивных счетах различно, что видно из представленных схем счетов:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.