Рефераты. Внешнеторговая политика Республики Беларусь

Товары могут рассматриваться как форма торговой поли Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обостре­ния конкурентной борьбы может при­нимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытесне­ние их с рынка.

Демпинг— метод фи­нансовой нетарифной торговой полити­ки, заключающийся в продвижении то­вара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нор­мального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стре­мящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет го­сударственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг мо­жет приобретать одну из следующих форм:

Спорадический демпинг — эпизодическая продажа из­лишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происхо­дит тогда, когда внутренние объемы про­изводства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не ис­пользовать часть производственных воз­можностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внеш­ний рынок.

Преднамеренный демпинг— временное умышлен­ное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и пос­ледующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров  по  ценам  ниже  цен своего   внутреннего   рынка   или   даже ниже издержек производства.

•   Постоянный   демпинг  — постоянный экспорт това­ров по цене ниже справедливой.

•   Обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встреча­ется крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний кур­сов валют.

Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по зани­женным ценам. Встречается также ред­ко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного това­ра в каждой из стран.

Демпинг запрещен как международ­ными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми за­конами многих стран, которые позво­ляют применять антидемпинговые пош­лины в случае обнаружения факта демпинга. По американскому закону, например, демпингом считается прода­жа товаров на американский рынок по ценам “ниже справедливых”, нанося­щая ущерб национальной промышлен­ности. Разумеется, большие сложности возникают при определении справедли­вого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предпола­гаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определен­ного предшествующего периода в стра­не, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издер­жек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить од­носторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин.

Антидемпинговая пошлина — временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рын­ках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных пос­ледствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.                     

Обвинения друг друга в демпинге являются традиционным приемом торговой полити­ки развитых стран. Например, с начала 80-х годов каждые 5 лет только против американских корпораций выдвигается более 100 обвинений в демпинге, тогда как сами США выдвига­ют более 350. Страны Европейского союза выдвигают порядка 280 обвинений в демпинге своим торговым партнерам, но в то же время около 200 исков предъявляется им. Широко известен случай с обвинением ФРГ американскими производителями стали в демпинге стали на американский рынок в начале 80-х гг.: внутренняя цена западногерманских галь­ванизированных стальных листов составляла 617 долл. за т, тогда как в США они про­давались по 437 долл. за т. Сумма демпинга составляла 180 долл. за т, большую часть которой западногерманские производители получали в качестве дотации от правительст­ва. Департамент торговли США пригрозил ввести антидемпинговые пошлины на импорт стали из ФРГ, в результате чего германское правительство решило “добровольно” огра­ничить экспорт стали немецкими предприятиями в США.

В практике стран с переходной экономикой обвинения в демпинге были связаны в основном с сильными различиями в системе ценообразования и постепенностью процесса перехода на свободное ценообразование на внутреннем рынке. Например, Россия неод­нократно в начале 90-х годов обвинялась в демпинге алюминия на мировой рынок, что было связано даже не столько с государственным субсидированием алюминиевой промышлен­ности, которое тоже имело место, сколько со значительным разрывом в уровне внутрен­них и мировых цен, который остался от централизованно планируемой системы. Под угрозой применения антидемпинговых процедур Европейским союзом Россия была вы­нуждена ввести квоты на экспорт алюминия.

B      числе      нетарифных      средств регулирования международной торговли находятся    правовые    инструмен­ты, которые в подробностях изучают­ся  международным  правом,  но тесно связаны   с   международной   экономикой.

На двусторонней основе торговые отношения между государствами регулируются с помощью торговых догово­ров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнителя  и подлежат ратификации законода­тельной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5-10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.

В практике регулирования междуна­родной торговли наиболее часто ис­пользуются следующие режимы:

Режим наибольшего благоприят­ствования — РНБ  - условие, закреплен­ное   в   международных   торговых   со­глашениях,   предусматривающее   пре­доставление договаривающимися сторо­нами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и/или бу­дет пользоваться любое третье государ­ство. Принцип РНБ включен в условия ВТО и считается основой создания не­дискриминационного режима в между­народной торговле.

Национальный режим - режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридичес­ким лицам режим не менее благоприят­ный, чем режим для своих юридичес­ких и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами—членами интеграционных группировок и приме­нительно к вывозу капитала.

В практике международных экономи­ческих   организации   системы   ООН иногда используется понятие справед­ливого и недискриминационного режи­ма, который не имеет четкого опреде­ления и используется в основном как напоминание о совершаемой неспра­ведливости в торговой или иной экономической сфере. В большинстве торговых договоров, подписываемых стран ми на двусторонней основе, содержите положение о применении РНБ, который стал универсальным правилом поддерживается ВТО. Например, к с редине 90-х годов  Россия  подписал пятилетние торговые соглашения с 13 странами мира, с Европейским союзом и через него со всеми входящими в него странами.  126 соглашений содержал пункт о применении РНБ во взаимной торговле. Эти соглашения имеют разные названия — Соглашение о торговых отношениях с США, Соглашение торговле и платежах с Ливаном, Соглашение о торговле и экономическом со трудничестве с Индией, Долгосрочно соглашение о товарообороте и платежах с Гвинеей, Соглашение о торговом коммерческом   и   экономическом   со трудничестве с Европейским союзом и т.д.  Из РНБ существуют изъятия, но только в следующих рамках:

* Изъятия для соседних стран целью облегчить приграничную торговлю. Такая торговля составляет менее 1% от мировой торговли, и изъятие, распространяющиеся на нее, не оказывают сколько-нибудь существенного воздействия на политику РНБ в целом;

* Изъятия и преимущества, выдающиеся из соглашений о создании таможенных союзов и зон свободной торговли нескольких стран. В рамках интеграционных группировок осуществляется до 40% международной торгов­ли. Страны, предоставившие опреде­ленные торговые льготы друг другу в рамках таких группировок, вправе не распространять их на третьи страны. Хотя в соответствии с правилами ВТО это и не считается нарушением принци­па РНБ, искажающее влияние соглаше­ний о создании таможенных зон на сам принцип РНБ очевидно.

Изъятия для развивающихся стран в рамках Общей системы префе­ренций (ОСП) — действующая с 1971 года система таможенных льгот, предос­тавляемых развитыми и переходными странами развивающимся в виде отмены torn значительного снижения тарифов на импорт товаров из этих стран.

2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой

2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии


Как было отмечено выше внешнеторговая стратегия страны складывается под влиянием множества факторов, часто разнонаправленных: состояния экономики, торговых и пла­тежных расчетов с другими государ­ствами, тенденций изменения конкуренции и т.д. Все это создает сложную и подвижную структуру внешней тор­говли, в результате которой формиру­ются либо внешнеторговые доктрины, либо преобладающие в тот или иной момент линии внешнеторговой поли­тики. Мировой рынок - это сложная, многоярусная, динамичная и все бо­лее конкурентная система. Каждая страна, включающаяся в эту стремящу­юся к равновесию (постоянно наруша­ющемуся благодаря появлению новых товаров и услуг) систему, вынуждена приспосабливаться к тому конкретно­му состоянию, которое существует на данный момент.

Конкуренция заставляет производите­лей постоянно обновлять технологию производства, снижать издержки, улуч­шать потребительские свойства продук­ции Причины изменения внешнетор­говых позиций международные экспер­ты рекомендуют искать прежде всего в области конкурентоспособности. Успе­хи одних стран в этом направлении не­гативно влияют на внешнеторговую де­ятельность других стран.

ПОЛЬША. Одним из факторов, определивших курс внешнеторговой политики Польши, является усиление связей с интеграционными группировками Западной Европы на базе трех договоров:

·                Европейского договора, обеспечивающего Польше статус ассоциированного члена ЕС;

·                договора о свободной торговле со странами Центральной Европы;

·                договора о свободной торговле со странами ЕАСТ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.