Рефераты. Внешнеторговая политика Республики Беларусь

Роль государства во внешней торговле может быть разноплановой.

1. Государство устанавливает монополии внешней торговли, что, например, было сделано постановлением СНК от 25 апреля 1918 г., в результате чего в конце 70-х годы в CCCР на МВЭС приходилось 90 % внешней торговли этой страны, что осуществлялось при помощи 47 внешнеторговых объединений. [30;c.172] Такая форма участия государства во внешней торговле крайне не эф­фективна и может быть в очень ограниченном круге стран: в Северной Корее, на Кубе и ряде других стран с тотали­тарным политическим режимом.

2. Участие государства во внешней торговле через фирмы, в которых оно имеет контрольный пакет акций или достаточно большую долю.    

3. Стимулирование экспорта из страны — характерно и для  промышленно развитых стран и для развивающихся стран.

Рассмотрим более подробно формы и методы стимулирования экспорта. К ним относят:

Субсидирование экспорта.

1. Прямое субсидирование экспорта — наиболее агрессивная форма поддержки экспорта, которая выражается обычно в вып­лате экспортерам премий, равных разнице между высокими внутренними ценами и ценами мирового рынка. Эта форма пра­ктикуется в отношении отраслей, себестоимость продукции ко­торых довольно высока, а субсидии помогают им значительно снизить цену товара, иногда даже ниже себестоимости, что зна­чительно повышает их конкурентоспособность на мировом рын­ке. В мировой практике прямое государственное субсидирова­ние рассматривается как одна из недобросовестных форм кон­курентной борьбы и жестко регулируется нормами ГАТТ/ВТО. [36, с. 71]

2. Субсидирование НИОКР в экспортоориентированных от­раслях — наиболее перспективное и справедливое направле­ние государственной поддержки.

3. Субсидирование малых и средних фирм с целью расши­рения их деятельности.

4. Льготы для экспортеров в вопросах косвенного обложе­ния, льготы по уплате налогов с доходов на экспорт.

5. Скрытые формы субсидирования экспорта:

а) беспошлинный ввоз сырья для экспортного производ­ства;

б) скидки с транспортных тарифов.

Государственное кредитование и оказание помощи.

 1. Оказание помощи промышленно развитыми странами развивающимся, 75 % которой ежегодно идет на финансирова­ние экспортных поставок из государства-донора. За счет всех видов помощи развивающимся странам промышленно разви­тые государства финансируют до 10 % своего экспорта в эти страны. [29;c.364]

2. Предоставление "связанных" кредитов — товарных кредитов, реальных финансовых активов, которые оста­ются в стране-кредиторе и могут быть истрачены заемщи­ком только на закупку товаров в этой стране.[20, с. 34]

3. Кредитование государством экспортеров на ряду с коммерческими банками, однако у государства сроки кре­дитования больше, а процентная ставка ниже. Льготное кредитование характерно для большинства стран, в некоторых из них государство кредитовало до 1/3 всего экспорта;

4. Кредитование государством экспорта совместно с бан­ком, когда государство может рефинансировать часть креди­тов экспортера, полученных им у коммерческих банков, субси­дировать разницу между льготными процентными ставками и текущей ставкой по кредитам в коммерческих банках, что ак­тивно практикуется в Англии.

Страхование государством разного рода рисков фирм, связанных с экспортом — одна из наиболее распространен­ных форм поддержки экспортеров государством.      

1. Страхование большей части политических рисков на 100 %, а экономических на 70 — 80 %: Эту операцию государ­ство осуществляет, как правило, через экспор­тно-импортный банк по низким ставкам— обычно 1 % от суммы сделки; [36, с. 67]

2. Выдача гарантий государством коммерческим банкам под кредиты, выдаваемые экспортерам. Заключение соглашений и договоров с другими государствами для создания благоприятных условий для деятель­ности национальных экспортеров, инвесторов.

Организационная поддержка экспортеров. Так, в Япо­нии в 1951 годбыла создана фирма "Джетро" (Japan Export Trade Organization) с капиталом 2 млрд йен, поступившими из госбюджета с целью финансирования сбора и обработки ин­формации о внешних рынках для японских экспортеров, орга­низации их контактов с потенциальными партнерами за рубежом, проведения там рекламной компании японских товаров "Джетро". Она имеет свои филиалы более чем в 60 странах. В Великобритании ежегодно на оказание информационных услуг семи тысячам экспортеров выделяется около 40 — 50 млн. ф. ст. [29;c.368]

Поддержание конкурентоспособности отечественных экспортеров. Все вышеперечисленные формы форсирования экспорта с той или иной степенью уверенности можно было бы отнести к этому пункту, однако выделим еще несколько средств.

1. Создание крупных фирм для завоевания ими позиций на мировом рынке, а также смягчение в отношении их антимоно­польного законодательства.

2. Проведение, насколько это возможно, политики дешевой национальной валюты, что должно способствовать экспорту из страны.

Как можно было заметить, расходы государства на различ­ные формы форсирования экспорта очень велики, однако они окупятся сторицей ростом доходов фирм, их работников, уве­личением поступлений в виде налогов, ростом производства и занятости, а в целом все это способствует росту экономическо­го потенциала страны.

Ограничения, заложенные в механизме платежей.

1. Импортные депозиты — определенное соотношение к сумме контрактной стоимости импорта, установленное прави­тельством, принимающее форму денежного залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой товара за рубежом.

2. Валютные ограничения:

1) существование нескольких валютных курсов;

2) продажа валюты под строго ограниченный список това­ров, как это происходит в Беларуси, когда просто нельзя ку­пить валюту под другие программы;

3) обязательная продажа всей валютной выручки или ее части через биржу по официальному курсу, как правило, зани­женному, что равносильно введению дополнительного налога;

4) другие виды валютных ограничений, которые тормозят товарообмен между странами.

3. Регулирование ввоза и вывоза капиталов. Например, го­сударство требует возврата капитала от реализации товара за рубежом в строго определенный срок либо затрудняет перевод прибылей за рубеж от реализации импорта в стране.

Из всего вышесказанного следует, что арсенал мер скрытого протекционизма в руках государства очень широк и многообразен, что позволяет государству при необходимости прибегая к ним защищать эффективно собственного производителя от конкуренции иностранных товаров.


1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики


Государства, проводя определённую внешнеэкономическую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой кон­кретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйству­ющие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государст­венные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

Более действенными инструментами государственной внешнетор­говой политики являются различного рода запреты, например, на экс­порт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.

К методам внешнеторговой политики относится также сис­тема двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на уве­личение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соот­ветствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.

Таможенный тариф — основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облага­емых пошлинами при перемещении их через государственную границу страны; свод пошлин. Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Таможенный тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения таможенной стоимости ввозимых (вы­возимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара и пределы полномочий органов исполнительной власти.

Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза в рамках их официальных государствен­ных границ, включая акваторию — территориальные воды — морей и океанов (если есть). Однако на территории свободных экономических зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режи­мом, изданным на территории государства, действие тамо­женного тарифа может быть ограничено.

Основные функции таможенного тарифа страны:

1. Реализация фискальных целей государства, так в Российской Федерации в 1995 годтаможенные сборы обеспечили 38,6 трлн. RUR, что сос­тавило 25%  доходной части годового бюджета. [1, с. 112]

2. Обеспечение достижения протекционистский целей, т.е. в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конку­ренции. Например, в Австрии импортные пошлины на хлопчато­бумажные ткани составляют 22 %, на одежду — 30%, около 11 % всего импорта в страны ЕС (с учетом пересчета из специфи­ческих выражений стоимости в адвалерный эквивалент облагаются пошлинами, ставка которых 50 % и более. [32;c.127]

3. До определенного момента таможенный тариф—может способствовать развитию молодых наукоемких, пер­спективных отраслей, однако проведение политики, нап­равленной на поддержание данных отраслей путем ограниче­ния конкуренции со стороны импорта в долгосрочном плане, создает для них тепличные условия, а как следствие этого, снижение конкурентоспособности данных национальных производств.

4. Использование в качестве орудия борьбы за по­лучение торгово-политических уступок от партнеров на основе взаимности. Например, снижение пошлин единого та­моженного тарифа (ЕТТ) стран ЕС осуществлялось преимущес­твенно в обмен на встречные уступки других государств, в пер­вую очередь США и Японии, в рамках многосторонних перего­воров политики ГАТТ. В результате в начале 90-х годов сред­ний уровень таможенного обложения составил в ЕС – 4,6 %, в США — 4,3 %. Японии — 2,7%. [13;c.19]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.