|
Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от импортной или экспортной цены товара, фиксируемой статистикой. Но несмотря на видимую простоту таможенного обложения, можно выделить его некоторые особенности:
1. Чем выше уровень экономического развития страны, тем, как правило, ниже ставки импортных пошлин, а экспортные практически отсутствуют или носят фискальный характер. Так, средний уровень импортных пошлин в соседних европейских странах Швейцарии, Австрии, Венгрии составляет примерно 3; 8; 16 % соответственно. Это объясняется высокой конкурентоспособностью товаров в развитых странах, как правило, их не надо защищать пошлинами. [16, с. 43]
2. Применяется скользящая шкала таможенного тарифа, т.е. чем выше уровень обработки товара, тем выше пошлина, тем самым поддерживаются национальные перерабатывающие отрасли (табл. 1.2)
Таблица 1.2
Уровень импортных пошлин на товары с различной степенью обработки (по странам), в процентах от таможенной стоимости*
Страна
Сырье
Полуфабрикаты
Готовые изделия
США
1,8
6,1
7,0
--
Австрия
0,8
4,7
16
Швейцария
0,2
1,2
3,1
ЕС
1,6
6,2
7,0
Япония
1,4
6,3
6,4
*) [29;c.357]
3. В международной практике к таможенно-тарифным инструментам государственной внешнеторговой политики, помимо таможенных пошлин, относят также налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы, поскольку их расчет привязан к таможенной стоимости товара, а также заранее известны ставки этих налогов. Не стоит путать НДС и акцизы, взимаемые с товаров при их ввозе на территорию страны, с теми НДС и акцизами, которые взимаются с субъектов хозяйствования данной страны при производстве и реализации продукции в этой стране.
Воздействие тарифа на экономику отдельных стран различно и зависит от экономического веса страны. В мировой экономике страна считается малой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары не приводит к изменениям мировых цен. Страна считается большой, если изменение спроса с её стороны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен.
В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности потери экономики от введения тарифа. В случае малой страны введение тарифа не сможет изменить мировые цены и улучшить её условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо распределяет расходы внутри экономики, либо ведёт к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.
Введение тарифа большой страной вызывает экономические эффекты близкие, возникающим при введении тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части – эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате увеличения её условий торговли. Тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращение внутреннего потребления товара.
Последствия введения таможенных пошлин. Можно привести немало аргументов “за” и “против” введения и использования таможенных тарифов.
Импортные тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны, ведут торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, показывает экспорт и сокращают занятость. Они перераспределяют доходы потребителей в пользу отечественных производителей зачастую неконкурентоспособной продукции и государственного бюджета. Но потребители теряют больше от введения импортных тарифов, чем получает государство и национальные производители вместе взятые. Чистые потери нации составляют производственный эффект — затраты ресурсов на производство худших отечественных товаров и потребительский эффект — потеря полезности, которую получили бы потребители, если бы они не отказались от дополнительного потребления импортных товаров в следствие их удорожания после введения пошлин.
Однако разумная внешнеторговая политика, использующая таможенно-тарифные методы регулирования согласно рыночным принципам может: пополнять бюджет, поддерживать молодые наукоемкие отрасли, эффективно перераспределять доходы населения, способствовать постепенной трансформации социалистической экономики в рыночную и т. д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.