Вхождение Республики Казахстан в Таможенный Союз обусловило изменение средневзвешенных импортных тарифов с 3,0% до 7,5%, что вовсе не способствует развитию внешней торговли. Все это, в конечном счете, осложняет процесс вступления республики во Всемирную торговую организацию. В условиях же членства улучшится не только внешняя торговля, но и будет обеспечено преимущество в привлечении иностранных инвестиций, даст гарантию на приобретение статуса наибольшего благоприятствования для казахстанского экспорта. В настоящее время здесь объединены интересы 110 стран.
Семилетняя практика осуществления внешнеторговой политики была направлена на формирование системы торговых отношений как с государствами СНГ, так и зарубежными странами и осуществлялась в соответствии с принципами эффективной интеграции республики в мировое рыночное пространство. Однако анализ проводимых реформ свидетельствует, что казахстанский путь к открытости экономики своеобразен, ив нем сочетаются меры, иногда полярные друг другу. Первая Государственная программа стабилизации экономики 1991-1992 гг. сферой регулирования межреспубликанской внешней торговли сохраняла систему госзаказов и практически за государством сохранялась функция контроля внешнеэкономической деятельности субъектов рынка. Принятые законы того периода частично способствовали решению таможенных реформ и ценообразования, Вступление республики в стадию спада производства и инфляционных процессов обусловило необходимость принятия антикризисной программы развития (1993-1995 гг.). Правомерным было бы считать, что это дало начало становлению государственной стратегии во внешней торговле. Элементы реформы были направлены на исключение монополии государства и передачу хозяйствующим субъектам операций по внешнеэкономической деятельности. Монополия сохранялась лишь на экспорт стратегических товаров.
В этот период были введены тарифы на импорт товаров, повышены пошлины на импорт предметов роскоши и ряд других товаров - преследовалась цель защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции. На границах республики были введены таможенные режимы, Нормализации внешнеэкономической деятельности Казахстана способствовало принятие законов, регулирующих валютные проблемы, либерализацию внешнеэкономической деятельности, проблемы лицензирования, формирование Экономического и Таможенного союзов.
Необходимо отметить, что по истечении пяти лет независимости в республике стала проводиться политика, учитывающая национальные интересы. Анализируя принятые государственные программы, начиная с 1991г. можно отметить, что первый этап реформирования торговой политики характеризуется отсутствием целостной концепции преимущественно основан на применении жестких административных регуляторов. Так, в 1992г. экспортному лицензированию подвергалось более ТОО наименований товаров, в следующие два года 61 и 35 соответственно. Экспортные же квоты охватывали перечень более 90 товаров которые за аналогичный период снизились до 34, а затем до 7. Это в основном, нефть, газ, черный и цветной металлы уголь железные сплавы. Из них лишь 30% квот выставлялись на аукцион, а остальная часть строго распределялась между семью монопольными торговыми компаниями в административном порядке. Такая форма развития экономики вела границах всего бывшего Советского Союза и двусторонними торговыми соглашениями между государствами. В целях регулирования необоснованно высокого вывоза ценных товарных позиций в определенной мере правомерным становилось введение контроля в форм экспортных квот и лицензий, а также использование экономических мер, снижающих экспортные потоки из страны. Так, в 1993 году налоги на экспорт применялись к 145 видам продукции, и амплитуда колебаний достигала от 1 до 30%. В следующем году эти проценты были уменьшены до 7-8% в среднем. Данные налоги преимущнственно охватывали экспорт в страны дальнего зарубежья в конце же 1994 г. они распространились на экспорт других стран. В масштабе республики в виды налогов удерживалось около 44% выручки в инвалиде. Поскольку данный этап (до введения тенге) отличался валютной нестабильностью, капитал ухолил через экспорт по заниженным ценам. Помимо этих регуляторов в торговой политике Казахстана были использованы и другим элементы, такие, как налог на нахождение нести НЛС акцизы, антимонопольные комиссионные и др.
Учитывая точный дефицит на отечественном рынке, импортная политика не была столь жесткой, контроль был относительно строг и преимущественно использовались технические барьеры. Лицензии на импорт применялись в отношении б видов продукции (детское питание, медицинские препараты, пестициды, гербициды, удобрения, промышленные отводы и взрывчатые вещества). Налоги на импорт были также незначительны, однако к середине 1993 года они варьировали от 0,5 до 21%, а в 1994 году подскочила до 50%. Импортные пошлины превышали 2-3% общего импорта. Учитывая, что таможенная и налоговая службы находились в стадии становления, надо полагать, что дохода от налога на импорт были незначительны.
Второе этап в становлении внешнеторговой политики Республики Казахстан, как свидетельствует вышеизложенное, Отличается постепенным переходом от жесткого контроля со стороны государства внешнеэкономической деятельности к построению торговых отношений с партнерами на базе адаптации к международным нормам и использованием экономических регуляторов.
Третьим этапом можно назвать опыт торговой политики 1999-2001 годов поскольку к данному периоду были отменены большая часть экспортных квот, импортные лицензии, сокращена монополизация в осуществлении внешнеэкономических операций и другие. Торговую политику этих лет характеризуют как либеральную, сопровождающуюся процессам демонополизации и изменением страновых приоритетов. Если в 2000 году страны СНГ во внешней торговле республики Казахстан занимали 67%, Европа -21%, Азия - 9%, то к началу 2001г. доля СНГ составила 44%, Европы - 29%, Азии - 23%. Соответственно произошли изменения и в товарной номенклатуре экспорта-импорта республики, хотя сырьевая направленность республики по-прежнему сохраняется. Так, удельный вес топлива, сырья и продуктов первичной переработки в структуре эксперта достигает 90%, а в структуре импорта преобладают товары, сырье для легкой и пищевой промышленности, машины и оборудование производственного назначения.
Беларусь это малая страна с открытой экономикой. Данный статус предопределяет высокую степень зависимости от ВЭД прежде всего внешней торговли. Для внешнеэкономической политики Республики Беларусь свойственна такая ситуация, которая находится в стадии экономического и финансового кризиса. По итогам 2000 года, 60% расходной части своего бюджета Беларусь направляет на погашение государственного внутреннего и внешнего долга, который составил 120% к валовому внутреннему продукту.
Правомерно будет сделать вывод, что основой критического состояния экономики Республики Беларусь служат замедленные темпы структурного реформирования, как то;
· запоздалый процесс приватизации;
· дестабилизация банковской системы;
· недостаточные объемы валютных резервов;
· непривлекательность страны для иностранного инвестирования;
· значительные убытки от применения эмбарго в отношении Югославии, Ливии, Ирака;
· неразрешенность платежного кризиса и т.д.
Основными законами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность в Республике Беларусь, являются законы: "Об основах внешнеэкономической деятельности" (принят 24.10.1990 г.), "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь" (14.11.1991г.), "Таможенный кодекс Республики Беларусь" (06.01.1998 г.), "О таможенном тарифе" (05.12.1997 г.), "Об экспортном контроле" (06.01.1998 г.), "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами" (02.12.1999 г.).
С 1996 г. режим внешней торговли в Республике Беларусь формируется под воздействием Таможенного союза четырех стран — России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана (в 1998 г. к Таможенному союзу присоединился Таджикистан). Внутри этого союза Беларусь развивает особо тесное сотрудничество с Россией, на которую в настоящее время приходится около 55 % внешней торговли страны. Таможенный союз призывает к полному согласованию внешних тарифов на импорт, введению единых правил торговли с третьими странами, а также к отмене всех налогов на экспорт. В этих областях с начала 1997 г. отмечается прогресс: все внутренние тарифы на торговлю с членами союза отменены, что привело к возникновению зоны свободной торговли. Беларусь и Россия практически полностью согласовали все тарифные ставки в торговле с третьими странами. Казахстан и Кыргызская Республика согласовали около 50 % своих внешнеторговых тарифов. Члены союза работают также над проектом соглашения о создании единого экономического пространства. С начала 1998 г. вступил в силу порядок приобретения гражданства, обеспечения свободного передвижения физических лиц и облегчения перевода денежных средств.
Действующие в настоящее время ставки импортных тарифов содержатся в Постановлении № 72 Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 1997 г. (с изменениями и поправкам в декабре 1997 г. и в мае 1998 г.). Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь из стран СНГ, таможенными пошлинами не облагаются. Страны, с которыми в торгово-экономических отношениях Республика Беларусь применяет режим наибольшего благоприятствования, облагаются таможенными пошлинами по утвержденным настоящим постановлением ставкам. Товары, которые ввозятся из развивающихся стран, пользующихся преференциальным режимом, облагаются таможенными пошлинами в размере 75 % от утвержденных ставок, а товары, ввозимые из наименее развитых стран, пользующихся таким же режимом, таможенными пошлинами не облагаются. Однако определен большой перечень товаров, на которые подобная льгота не распространяется. Это, в частности, пиво, вина, водка, виски, сигареты, фармацевтическая продукция, ряд изделий легкой промышленности и т. д. Ставки таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Беларуси товары после их согласования с Российской Федерацией повысились в среднем на 5—10 %.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17