1.3 Географическая структура мировой торговли услугами. Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится свыше половины мирового экспорта и импорта услуг, при этом на четыре из них - США, Великобританию, Францию и Германию - около 40%. Для многих компаний из этих стран все большее значение имеет производство услуг на их зарубежных филиалах.
Таблица 5
Доля стран в мировом экспорте товаров и услуг ( %) [5] |Страны |Экспорт товаров |Экспорт услуг | | |1980 г. |1998 г. |1980 г. |1998 г. | |1 |2 |3 |4 |5 | |Всего |100 |100 |100 |100 | |США |11,8 |12,5 |10,5 |18,2 | |Канада |3,6 |4,0 |2,0 |2,2 | |Япония |6,7 |6,9 |5,2 |4,7 | |Германия |10,1 |10,1 |7,1 |6,5 | |Франция |5,8 |5,6 |11,6 |6,4 | |Великобритания |5,8 |5,8 |9,4 |7,4 | |Италия |4,1 |4,5 |5,2 |5,1 | |Нидерланды |3,9 |3,2 |4,6 |3,9 | |1 |2 |3 |4 |5 | |Китай |- |3,4 |- |1,8 | |Республика Корея |0,9 |2,4 |0,7 |1,8 | |Мексика |0,9 |2,2 |1,2 |0,9 | |Индия |0,4 |0,6 |0,8 |0,8 | |Малайзия |0,7 |1,3 |0,3 |0,8 | |Таиланд |0,3 |1,0 |0,4 |1,0 | |Россия |- |1,4 |- |1,0 |
Доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг несколько возросла в 2000г. За счет НИС, и их доля в объеме торговли услугами увеличилась с 3% в 1980г. до более 8% в конце 90-х годов.
Основная торговля услугами происходит на рынках развитых стран.
Таблица 6
Распределение экспорта товаров и услуг по группам стран ( в % к итогу) |Группы стран |Экспорт товаров |Экспорт услуг | | |1980 г. |1998 г. |1980 г. |1998 г. | |Всего |100 |100 |100 |100 | |С низким уровнем доходов |4,7 |6,4 |3,2 |4,0 | |Со средним уровнем доходов,| | | | | |в том числе: |23,3 |18,1 |14,9 |16,4 | |Ближе к нижней границе |9,2 |6,3 |8,1 |6,5 | |Ближе к верхней границе |14,1 |11,8 |6,8 |9,9 | |С высоким уровнем доходов | | | | | | |72,0 |75,5 |81,9 |79,6 |
Источник :[12] Основываясь на данных таблицы 6 можно сделать вывод, что в мировой торговле услугами лидирующие позиции занимают страны с высоким уровнем доходов, чей удельный вес в экспорте достиг в 1980 г.-81,9%,а в 1998 г. 79.6% . Еще 8-10% приходится на быстрорастущие рынки Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна. Наименьший показатель удельного веса экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг был зафиксирован для стран с низким уровнем доходов -4% в 1998 г.. тогда как в странах со средним уровнем доходов он составлял 16,4%.
Доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг по мере их экономического развития и притока иностранного капитала повышалась и, прежде всего, за счет азиатских стран и территорий, включая Китай, Республику Корею, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Малайзию. Однако даже достигнутые совокупные показатели для всей группы развивающихся стран остаются несопоставимыми с масштабами экспорта услуг из развитых государств.[12] Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами. Вместе с тем, это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром.[3].
Таблица 7
Структура мирового экспорта услуг |Страны |Экспорт |Услуги |Поездки |Прочие | | |( млрд. $) |транспорта |(% к итогу) |( % к итогу) | | | |( % к итогу) | | | | | | | | | |1 | | | | | | |Млрд |% от |Изменение в % к прошлому | | |$ |экспорта(импорта) |году | | | |услуг | | | |2000 |1990-2000 |1998 |1999 |2000 | |1 |2 |3 |4 |5 |6 | |Латинская Америка |60 |7 |7 |0 |12 | |Мексика |13 |6 |6 |-3 |15 | |Азия |304 |9 |-13 |4 |13 | |Китай(с Гонконгом) |30 |18 |-3 |-1 |25 | |Гонконг |43 |9 |-6 |4 |14 | |Индонезия, Р. Корея, |66 |10 |-22 |0 |7 | |Малайзия, Таиланд, | | | | | | |Филиппины | | | | | | |Импорт | |1 |2 |3 |4 |5 |6 | |Латинская Америка |72 |8 |4 |-5 |13 | |Мексика |16 |5 |7 |10 |18 | |Азия |359 |7 |-11 |5 |7 | |Китай (с Гонконгом) |35 |24 |-5 |16 |14 | |Гонконг |24 |8 |1 |-1 |3 | |Индонезия, Р. Корея, | | | | | | |Малайзия, Таиланд, |85 |11 |-25 |4 |15 | |Филиппины | | | | | |
Источник : [21]
Сфера услуг стран Азии развивается более динамично, чем в странах Латинской Америки. Так, в 2000 году доход от экспорта услуг и средства, потраченные на импорт услуг в Азию, превышают аналогичные показатели в Латинской Америке в 5 и 4,9 раз соответственно. Экспорт услуг в одном только Гонконге превышает экспорт услуг Мексики в 3,3 , а импорт в 1,5 раза.
Самым первым по времени возникновения считается рынок транспортных услуг. Связано это с тем, что транспорт является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами. Между НИС Латинской Америки и Азии существуют различия в развитии рынка транспортных услуг. Наиболее развитым видом транспорта в Латинской Америке является железнодорожный, причем необходимо отметить, что Мексика, Аргентина и Бразилия относятся к группе стран, обладающих относительно старой и развитой железнодорожной сетью.
Аргентина и Бразилия входят в “первую десятку” стран по общей протяженности железных дорог, в Бразилии она составляет 33 тыс. км. Но большая часть железных дорог служит лишь для перевозок внутри страны.[37] Исключение составляет Мексика, где большее число железнодорожных путей связано с промышленно-развитым соседом США, а также на территории Латинской Америки расположены железнодорожные магистрали, которые соединяют между собой Аргентину, Уругвай, Парагвай, Бразилию, Боливию.[37]
Следует отметить, что в НИС Латинской Америки исторически железнодорожный и автомобильный транспорт развивались с учетом вывоза природных ресурсов, а, следовательно, в большинстве своем они соединяют места добычи полезных ископаемых с морскими портами, с этим фактором связано и то, что густота сети железных дорог весьма неравномерна. Наибольшей плотностью характеризуются восточные прибрежные районы Бразилии и Аргентины, что связано с обменом портов, причем ряд из них мирового значения.[37]
В Аргентине во внешних перевозках ведущее место занимает морской и воздушный транспорт. Крупнейший морской и авиапорт Аргентины - Буэнос- Айрес. Через него осуществляется большая часть внешней торговли, особенно импорта. [37]
Для НИС Азии характерно более интенсивное развитие морского и воздушного видов транспорта.
Например, Гонконг – крупнейший в мире морской контейнерный порт, через который проходит ежегодно в среднем 15 млн. стандартных морских контейнеров. Грузы обрабатываются непрерывно круглые сутки, работа на всех этапах автоматизирована. Новый аэропорт Чек Лап Кок, открытый в 1998 году на острове Лаптау – крупнейший в Азии и ведущий в мире по объему грузовых перевозок (около 1,7 млн. тонн в год).
В Сингапуре действуют порты воздушного и морского сообщения свободные от таможенных пошлин и акцизных сборов на многие виды товаров. В стране находится региональный узловой аэропорт, через который проходят рейсы более чем 100 мест назначения.[31]
Также, если сравнивать развитие речного рынка транспортных услуг, то можно сделать вывод, что в НИС Азии этот вид услуг более развит, чем в НИС Латинской Америки.
Таблица 10 Основные показатели работы речного транспорта отдельных НИС |Страна |Длина |Объем |Грузооборот, |Средняя | | |внутренних |перевозок |млрд. т км |дальность | | |водных путей,|грузов, млн. | |перевозки 1 т| | |тыс.км |т | |груза, км | |Китай |109,4 |807,5 |310,0 |383,9 | |Индия |14,5 |18,0 |1,2 |66,7 | |Бразилия |43,6 |26,5 |35,5 |134,0 |
Источник : [24]
Протяженность речных путей Китая в 2,5 раза превышает протяженность Бразильских речных путей, а грузооборот в 8,5 раз.
В настоящее время НИС Азии и Латинской Америки становятся все более вовлеченными в международный туризм. Для многих из них туризм стал одним из важнейших источников поступления иностранной валюты.
Таблица 11
Показатели международного туризма (1998 год)
|Страны |Прибытия |Доходы |Прирост доходов по | | | | |сравнению с 1980г. | | |тыс чел.|Доля % |млн $ |Доля % | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 | |НИС Латинской Америки | |Мексика |19810 |3,12 |7897 |1,8 |1,5 | |Бразилия |4818 |0,76 |3678 |0,86 |2,05 | |НИС Азии | |Р. Корея |4250 |0,67 |5890 |1,34 |15,96 | |1 |2 |3 |4 |5 |6 | |Малайзия |5551 |0,87 |2456 |0,56 |9,3 | |Таиланд |7843 |1,24 |5934 |1,35 |6,8 | |Китай |25073 |3,95 |12602 |2,86 |20,42 | |Мир в целом |634659 |100 |439969 |100 |4,4 |
Источник :[12]
В 2000 г. рост туристического бизнеса наблюдался в первую очередь в НИС Азии. Традиционным лидером по привлечению туристов остается Китай. Из данных таблицы видно, что сумма доходов от туризма в Китае за 1998 превышала сумму доходов Бразилии и Мексики вместе взятых за тот же самый период.
Определенной сенсацией стало опережение в 2000 году Малайзией Таиланда, которая сумела привлечь 10 млн. туристов, что на 25% больше, чем в 1999г. По данным Всемирной туристической организации за 2000 г. в число стран- лидеров в области иностранного туризма, кроме развитых стран входят: Мексика, Китай, Гонконг.
Таблица 12
НИС-лидеры в области предоставления туристических услуг [17] |Страна |Занимаемое место в |Число прибытий |Прирост | | |мировых турист. услугах |туристов |туристов в | | | |2000 г. |2000 г. | | |1990 г|1995 г |2000 г | | | |Китай |12 |8 |5 |312000 |15,5 | |Мексика |8 |7 |9 |20000 |5,0 | |Гонконг, |19 |15 |14 |13100 |15,3 | |Макао (Китай) | | | | | |
Гонконг в 2000 г. посетили 13 млн. туристов ( на 11 % больше, чем в 1999). Доход от туристического бизнеса составил 6,5 млрд. $.[26] Развитие туризма дает возможность создания дополнительного количества рабочих мест, снижает уровень безработицы, формирует благоприятные условия для привлечения капитала из-за рубежа, положительно сказывается на развитии индустрии туризма в целом и создает дополнительный валютный доход странам. Например, Китай в 1997 г. занял пятое место в мире по числу посетивших его иностранцев и восьмое - по сумме валютных поступлений от туризма. Основную долю на международном рынке Китая всегда составляли туристы с Тайваня, из Гонконга и Аомыня – около 90%визитеров. [18]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5