Рефераты. НИС Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг

НИС Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дальневосточная

Государственная Академия

Экономики и Управления

Кафедра мировой экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине « Мировая Экономика»

На тему : НИС Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг

Выполнил : _______________студент 141-АМ Кискина Т. А.

Руководитель: _____________ доцент Костюкова О. И.

Владивосток

2002

Оглавление

Введение

3

1. Характеристика мирового рынка услуг

5

1.1 Особенности мировой торговли услугами

5

1.2 Товарная структура мировой торговли услугами

8

1.3 Географическая структура мировой торговли услугами 16

2. Современное состояние рынка услуг НИС Азии и
Латинской

Америки

20

2.1 Основные черты экономического развития НИС Азии и
Латинской Америки

20

2.2 Характеристика сферы услуг НИС Азии и Латинской
Америки 25

3.Перспективы участия НИС Азии и Латинской Америки в мировой торговле услугами

39

Заключение

45

Список литературы

47

ВВЕДЕНИЕ

Мировой рынок услуг является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы.

В настоящее время развитые страны переходят от индустриального развития к постиндустриальному. Другими словами, основной целью экономического развития этих стран является переориентация материало-, ресурсо-, трудоемких производств в наукоемкие. Экономика, в которой ведущие позиции занимает сектор услуг, считается конкурентоспособной, имеющей перспективы роста. Такой тип экономического развития характерен для развитых стран-лидеров мирового сообщества, в которых поступления от торговли услугами являются главной статьей доходов и занимают наибольший удельный вес в ВВП этих стран. В таких странах, как США, Франция,
Германия, Япония доля сферы услуг в ВВП составляет от 56% до 65%, что характеризует их как страны с постиндустриальной экономикой. Отсюда следует, что развитие сферы услуг – критерий экономического роста и благосостояния страны.

В мире, кроме индустриально развитых и развивающихся стран существует группа стран, занимающая промежуточное положение между ними.
Эти страны объединяют в НИС, они показали впечатляющие темпы экономического роста и роста сферы услуг.
Опыт экономического развития НИС актуален для России, так как на данный момент РФ по многим секторам экономики не конкурентоспособна, а развитие сферы услуг дает шанс неценового соперничества отечественных товаропро- изводителей с иностранными, повышения экономического потенциала.

В настоящее время на международную торговлю услугами приходится
20% всей мировой торговли. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится примерно 70% мирового ВВП, а также 65% общей численности занятых, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий.

Цель данной работы – определение места новых индустриальных стран
Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать особенности торговли услугами в мире,

- определить характерные черты географической и товарной структуры мировой торговли услугами,

- оценить современное состояние НИС Азии и Латинской Америки на рынке услуг и их положение на рынке услуг в перспективе.

1. Характеристика мирового рынка услуг
1.1 Особенности мировой торговли услугами

Большой интерес представляет сфера нематериального производства, так как интенсивность развития сферы услуг влияет на экономическое развитие страны. Сфера услуг в мировом экспорте промышленно развитых стран занимает
2/3 и в импорте 50%.

Международная торговля товарами и международная торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и заканчивая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, или отражаются не полностью, или включаются в экспорт и импорт товаров.
Международная статистика предоставляет ограниченные сведения о структуре мировой торговли услугами.[1]

Современный международный рынок услуг предоставляет широкий ассортимент услуг. Сюда относятся все виды международного и транзитного транспорта, иностранный туризм, услуги банковских и страховых компаний, платежи за патенты и лицензии, авторские гонорары и права, доходы от рекламы, художественные работы, услуги здравоохранения, обучение, программное обеспечение вычислительной техники, торговое посредничество.
[8] Если в 1970 г. объем мирового экспорта услуг составлял 80 млрд $, то в
1995г. — 1,17 трлн $, т. е. больше 20% стоимости продаваемых товаров. На услуги приходится более 40% экспорта США, 46% — Англии.

МВФ подразделяет торговлю услугами только на четыре вида — фрахт, остальные транспортные услуги, туризм и прочие услуги. [1]

Становление зрелого международного рынка товаров и его насыщенность привели к увеличению спроса на услуги, что вызвало интенсивное развитие международного рынка услуг.

Таблица 1
Годовые темпы прироста мирового ВВП, мирового экспорта товаров и услуг

(в %)
|Показатели |1995 год |1996 год |1997 год |
|ВВП |0,53 |2,6 |2,9 |
|Экспорт товаров |3,94 |2,6 |2,0 |
|Экспорт услуг |2,7 |5,0 |1,9 |

Источник :[4]
Так, объем мирового экспорта услуг оценивался в 1980 г. в 364 млрд.долл., что составляло 15,8% всей международной торговли товарами и услугами, а в
1998 в 1317 млрд., что составляло 19.6% соответственно.

Таблица 2

Мировой экспорт товаров и услуг ( млрд.$ )

|Показатели |1980 г. |1998г. |
|Экспорт товаров |1900,8 |5397,3 |
|Экспорт услуг |363,5 |1316,7 |
|Доля услуг в экспорте товаров и |15,8 |19,5 |
|услуг | | |

Источник [12]
Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:
• регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);
• услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг.
• производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или же под строгим его контролем;
• международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;
• не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот.[1]

Развиваясь, сфера услуг способствует:
1. Снижению общей материало-, ресурсо- и энергоемкости ВВП, так как по этим показателям сфера услуг примерно в 4 раза уступает отраслям материального производства.
2. Поглощению избыточной рабочей силы, высвобождающейся в результате повышения производительности труда в отраслях материального производства, так как сервисные отрасли в силу своей раздробленности отличаются высокой трудоемкостью и по мере своего развития образуют весьма емкий «резервуар».
3.Решению территориальных проблем развития, которые обостряются по мере снижения ресурсоемкости производства, что превращает целый ряд районов тяжелой и добывающей промышленности в кризисные ареалы. Это относится к ряду портов, которые долгие десятилетия были ориентированы на переработку массовых сырьевых грузов.
4. Решению экологических проблем. Сфера услуг, доля которой в ВВП США составляет 65%, а в Западной Европе и в Японии 56—62%, значительно более безопасна в экологическом отношении, чем предприятия и целые отрасли в сфере материального производства.
5. Открытости экономик постиндустриальных стран, в которую сервисные услуги вносят существенный вклад. Мировой экспорт услуг в 1998 г. составил
1316,7 млрд.$, т.е. примерно 1/4 объема товарного экспорта. По странам торговля услугами менее сконцентрирована, чем товарный оборот.[2]

Помимо положительных моментов, связанных с развитием международного рынка услуг, есть у него отрицательные стороны и негативные последствия для стран. К ним, в частности, можно отнести:
1. Социально-культурные и психологические последствия, которые связаны с эффектом подражания образу жизни и поведению иностранных туристов, что может привести к забвению собственных традиций.
2. Кроме решения экологических проблем, мировой рынок услуг и порождает их.

Так, например, происходит ускоренная индустриализация естественных ландшафтов, строительство дорог, портов.
3. Валютные последствия. Хотя первое место по значимости международного рынка услуг для национальных хозяйства отводится поступлениям валюты, возможна и значительная ее утечка. Развивающиеся страны вынуждены импортировать необходимое оборудование для промышленности, значительное количество товаров и продуктов для туристов.

1.2 Товарная структура мировой торговли услугами.

При уменьшении экспорта некоторых традиционных услуг (транспорт и т.п.) быстро развивается экспорт услуг, связанных с применением научно- технических достижений, с внедрением вычислительной техники, консультационных, торгово-посреднических и технических услуг, ноу-хау, услуг в области связи, услуг банков, страховых агентств и т.п. Особо следует отметить быстрый рост торговли патентами и лицензиями, объема строительных работ за рубежом (инжиниринг) и аренды зарубежного оборудования (лизинг).
Наиболее крупной и динамичной в структуре международной торговли услугами является развитие прочих коммерческих услуг. Доля прочих услуг, включающих финансовые услуги и в области страхования, международных телекоммуникаций, почтовой и курьерской связи, компьютерной информации и обмена данными, строительные услуги, роялти и лицензионные платежи, профессиональные, технические, культурно-оздоровительные и другие услуги, увеличилась с 33,9% в 1980 г. до 44,7% в 1998 г.
На сегодняшний день объем мирового рынка прочих услуг составляет порядка
600 млрд.$ по сравнению с немногим более 120 млрд.$ в начале 80-х годов.
Объединяя прогрессивные и эффективные виды услуг, субпозиция «прочие услуги» более широко представлена в экспорте стран с высоким уровнем доходов (48% к итогу, в том числе 60% в Японии, 56% в Великобритании. 53% в
Германии), тогда как для стран с низким и средним уровнем доходов она имеет относительно меньшее значение (около 34% в суммарном экспорте услуг).[12]
Разные виды услуг характеризуются разной степенью вовлечения в международный оборот.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.