ь стратегические факторы преимущества (применение опережающей базы сравнения при планировании обновления товара на пятилетний период; повышение квалификации кадров; развитие НИОКР; современная система рекламы);
ь тактические факторы преимущества (эффективная система мотивации труда; соблюдение графика ремонта оборудования; заимствование у конкурентов ноу-хау в области менеджмента).
По виду получаемого эффекта от реализации преимущества выделяют:
ь научно-технический (получение патента; увеличение удельного веса прогрессивных технологических процессов 5-го уклада; освоение новых информационных технологий; освоение ресурсосберегающих технологий; уменьшение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов);
ь экологический (уменьшение отходов производства; повышение эргономичности производства; улучшение экологичности выпускаемых товаров; автоматизация мониторинга ОПС);
ь социальный (прирост добавленной стоимости на одного работника по сравнению с конкурентами; повышение безопасности труда; улучшение условий труда и отдыха; увеличение продолжительности жизни работников; повышение уровня образованности работников);
ь экономический (прирост объема продаж; прирост удельной прибыли; сокращение срока окупаемости инвестиций и др.).
Представленная нами видовая структура конкурентных преимуществ является своеобразным образцом для различных объектов, однако следует учитывать специфику туристского бизнеса, в том числе и гостиничного хозяйства (рис.1.3).
В связи с этим целесообразно составить видовую структуру конкурентных преимуществ применительно к предприятиям гостиничного хозяйства. В этой связи необходимо выделить несколько направлений конкурентного преимущества организации таких как: преимущества во внешней среде, преимущества во внутренней среде, преимущества в качестве услуг и обслуживании, преимущества рынков.
К конкурентным преимуществам предприятий гостиничного типа во внешней среде главным образом можно отнести: политическая стабильность, конкурентоспособность страны, географически выгодное расположение, инфраструктуру региона, степень удовлетворения организации различными видами ресурсов, количество конкурентов, доли рынка занимаемые конкурентами, сила конкуренции, законодательно - нормативная база.
96
Рис.1.3. Видовая структура конкурентных преимуществ различных объектовПреимущества во внутренней среде - преимущества по технологиям обслуживания, по технологиям маркетинга и рекламы, преимущества в организации труда и системе менеджмента, преимущества в квалификации трудовых ресурсов, преимущества в финансовом обеспечении предприятия.
К преимуществам в качестве услуг и обслуживании можно отнести: соответствие качества и цены услуги, качество сервиса, новшества.
Таким образом, необходимо отметить, что вопросам конкурентных преимуществ продукции фирмы в рыночной экономике уделяется большое внимание как отечественных, так и зарубежных авторов. Однако в каждой стране существует своя специфика, которую необходимо учитывать. Поскольку непроизводственная сфера включает в себя такую отрасль как туристский бизнес, в которой имеет место гостиничное хозяйство, необходимо определить специфику формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятий гостиничного типа для развития и повышения эффективности деятельности.
1.2. Специфика формирования и реализации конкурентных преимуществ предприятий гостиничного типа
Туризм в Украине становится одним из ключевых факторов роста экономики страны. В настоящее время Украина входит в число 23 наиболее посещаемых стран мира. Однако для страны с богатыми природными ресурсами этот показатель очень незначительный.
Следует отметить, что почти 30% всех иностранных гостей прибывают из России. Кроме того, наибольшим успехом пользуется украинский туризм у Венгрии, Польши, Германии, США, Канады.
Поскольку основными факторами предложения в туризме являются климатические и природные ресурсы, места размещения туристов, культурные ресурсы, транспорт и инфраструктура необходимо их постоянное развитие и совершенствование.
По официальным данным в настоящее время на территории Украины насчитывается свыше 4,5 тысяч отелей, пансионатов, санаториев, домов и лагерей отдыха. Этот показатель выводит Украину в число стран с наиболее мощной инфраструктурой для развития туризма [4,c.14].
Наиболее ценными являются уникальные климатические ресурсы Южного Берега Крыма и Карпат, минеральные воды и лечебные грязи.
Поскольку гостиничное хозяйство является неотъемлемой составляющей туризма, следует отметить, что Украина в этой связи имеет развитую сеть гостиниц, санаторно-курортных учреждений, которые насчитывают более 3-х тысяч субъектов различной формы собственности.
Однако Крым занимает лидирующее положение в украинском туристском бизнесе, на что во многом повлияла природа и громадная инфраструктура.
В настоящее время в Крыму находится около 650 пансионатов, гостиниц, санаториев, домов отдыха. На одну только Большую Ялту приходится 149 учреждений, осуществляющих прием туристов (см. таб.1.1).
Таблица 1.1
Структура курортно-туристской отрасли региона Большая Ялта
Тип учреждения
Количество предприятий
Количество койко-мест
Круглогодичные
Максимальные
Санатории, в т.ч. лечебно-оздоровительные комплексы, СК, ТОК
61
18934
20799
Научно-исследовательские институты
1
315
360
Дома отдыха
10
1430
1787
Пансионаты
23
3374
4700
Туристические базы
2
309
468
Кемпинги
78
201
Гостиницы
15
3383
3413
Детские оздоровительные лагеря, ДОЦ, ОЛ
7
1700
6381
Спортивно-оздоровительные центры
5
440
709
Сезонные базы отдыха
24
88
1333
Итого учреждений:
149
30051
40151
Необходимо отметить, что в собственности Украины находится 192 здравницы, к собственности АР Крым - 142 объекта. Кроме того, на территории Крыма расположено 77 предприятий коллективной собственности, 82 акционерных общества. Нерезидентам принадлежат 90 гостиниц и санаториев, из них 84 - Российской Федерации, 4 - Беларуси и по 1 Латвии и Узбекистану.
Однако в настоящее время коэффициент использования имеющейся санаторно-курортной базы не превышает 25-30% - это связано с рядом проблем в этой сфере.
Значительная часть средств размещения находится в неудовлетворительном состоянии, материально-техническая база гостиниц изношена более чем на 50% - это связано с отсутствием средств на ремонт. По меньшей мере, 90% существующих средств размещения нуждаются в обновлении номерного фонда, часто требует уже не текущего ремонта, а полной реконструкции, поскольку ветшает мебель, приходят в негодность коммуникации и проводка, сантехника.
Во многих гостиницах, санаториях бытовые условия не соответствуют современным требованиям и стандартам. Большинство предприятий имеют незавершенное строительство, многие из которых необходимо полностью сносить из-за морального износа.
Территории санаториев, многие из которых размещены в уникальных климатических и ландшафтных зонах нередко запущены, завалены мусором из-за отсутствия средств на их содержание и уход.
Однако следует отметить, что наряду с этими проблемами происходит динамическое развитие гостиничного бизнеса. Набирает темп строительство, особенно в курортных центрах, небольших гостиниц с достаточно широким набором услуг. Поскольку именно они способны создать уникальный неповторимый колорит национального гостеприимства, поддержать атмосферу здоровой конкуренции в гостиничном хозяйстве и стать объектами инноваций благодаря привлечению инвестиций, что позволяет привлечь внимание в направлении развития международного туризма в Украине.
Следует выделить успешную реализацию нескольких проектов - реконструкция гостиницы «Ореанда», гостиничного комплекса в Алуште, строительство частной гостиницы «Санта-Барбара» в пос. Утес. Также на территории Большой Ялты были реализованы следующие работы - введен в эксплуатацию спальный корпус санатория «Белоруссия», произведен капитальный ремонт санаториев «Днепр», «Мисхор», «Украина», «Кирова», «Ай-Петри», СК «Россия», б/о «Учитель», гостиницы «Отдых», реконструкция ТОК «Пальмиро-Палас» и создание в нем спа-центра. Также были проведены работы по реконструкции спальных корпусов лагерей в МДЦ «Артек», пансионата «Крымский», закончена реконструкция с расширением существующего спального корпуса б/о «Мечта», главного корпуса КСК «Карьер». Открытие 4-х звездочной гостиницы «Cosmopolit»в Харькове и отеля «Radisson SAS» в Киеве, входящий в международную гостиничную сеть «Radisson SAS Hotels and Resorts», в Трускавце построена гостиница «Riksos» с медицинским центром.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12