Зачатки нынешнего федерализма в России появились в качестве реакции центральной власти, сформированной после Октябрьской революции 1917 года, на национальные движения, возникшие в годы революционных потрясений. Чтобы привлечь эти движения на свою сторону в разгоревшейся гражданской войне, был взят на вооружение принцип автономизации, в соответствии с которым каждой компактно проживающей этнической группе, вне зависимости от ее численности, было обещано создание самостоятельного территориального образования, обладающего признаками и полномочиями квазигосударства. Обещание было выполнено, так на территории России появилось множество этнически ориентированных территориальных образований, отличавшихся друг от друга по численности и доле автохтонного населения. Всем им были присвоены наименования, идентичные самоназваниям проживающих в нем автохтонных этносов, за которыми, в свою очередь, был закреплен привилегированный статус титульных наций.Галкин А.А., Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д. Эволюция российского федерализма //Полис. № 3. 2002.С.97.
Главной целью этой программы являлось достижение политического единства самоопределившихся наций и построение социализма.
Именно во время гражданской войны началась жесткая политика формирования федерации. Фактически формирование федерации осуществлялось на принципах централизма и федерализма. Первыми субъектами СССР можно считать Украину, Литву, Польшу, Белоруссию и Латвию, условия федеративных отношений сначала не были оговорены. Получалось так, что, самоопределившись, вышедшие республики сами предлагали форму взаимоотношений РСФСР. Установив различные многосторонние отношения с республиками, руководство РСФСР решило объединить и взять под свой контроль такие ведомства союзных республик как военная, хозяйственная (ВСНХ), финансовая, транспортная и т.д. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Д. Опыты федерализма - М.1994. С. 10-22. С появлением такого всесоюзного органа как Госплан, управление всеми делами сосредотачивалось в руках верховных органов РСФСР. Несколько позднее, в 1920 -1921 гг., Азербайджан, Армения и Грузия также составили договоры с советской Россией
Во внимание необходимо брать и такое обстоятельство: на территории бывшей царской России проживало множество маленьких этносов и народностей, которые также стремились созданию своих автономии. Конституция 1918 года имело большое значение для федеративного строительства в России. В ней говорилось, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные союзы… Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику». Юсубов Э.С. Теория федерализма в России.Томск. 1998.С.34. Начали формироваться мелкие автономные округа и области, что дало возможность многим народам заложить основу своей государственности. Так, она юридически закрепила национально - территориальный принцип в качестве основы строительства, а в конечном счете признана была решить национальный вопрос в России и обеспечить сохранение ее государственного единства.
Важным событием 20 -х годов стал I Съезд Советов СССР, прошедший 30 декабря 1922 года, где были утверждены Договор и Декларация об образовании СССР.
В 1924 году была принята Конституция СССР - из принципов федерализма в ней можно отметить следующие положения: добровольность объединения, право свободного выхода из Союза, социалистический характер государства, претендующего на статус субъекта СССР. Практически во всех Конституциях СССР предусмотрена возможность выхода из состава СССР, но юридически реализации этого права не было. Юсубов Э.С.Там же.. С 41. С правовой точки зрения, возможность выхода из состава страны характерна только субъектам конфедерации. Субъекты федерации не имеют права нарушать целостность страны. Также, советское государство имело такую важную особенность, как жесткое централизованное управление во главе с КПСС, и все противоречия сглаживались, пока однопартийная система управления страной не рухнула. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Д. Там же.С.27-30.
Таким образом, советское федеративное государство отличается многообразием видов его субъектов. Изначально были образованы два основных вида советской федерации: федерация, основанная на автономии, и федерация, объединяющая союзные республики на основе договора между ними. Златопольский Д.Л. СССР - федеративное государство. М., 1967.С.167- 172.
К федерации, основанной на автономии, относится РСФСР. Государственно - правовая природа субъектов РСФСР и их статус во многом определяются особенностями Российской Федерации. Ее субъектами стали автономные республики, автономные области и автономные округа. Субъекты РСФСР возникли после ее провозглашения как федеративного государства. Предполагалось, что федеративным содержанием ее государственное устройство будет наполняться по мере развития. Субъекты Российской Федерации образовались на основе решений центральных органов власти. Внутрифедеративные отношения на основе федеральной Конституции и актов, издаваемых федеральными органами власти. Муртаза - Оглы Ф.А, Нации и народности СССР как субъекты автономии. Томск.1982.С.30 - 52. Итак, советская федерация сложилась как иерархическая четырехуровневая структура, включавшая в себя такие государственно-территориальные единицы, как союзные и автономные республики, автономные области и автономные округа, организованные как этнические территории.
Советское время стало важным периодом в жизни многих народов России и не только: в этот период было многое сделано для национальных регионов - большое внимание уделяется экономике, сельскому хозяйству, образованию, культуре, хотя все это сопровождалось жесткими репрессиями «буржуазных элементов» - лидеров национальных республик. Тишков В.А. Национальности и национализм в постсоветском пространстве (исторический аспект) // Этничность и власть в полиэтнических государствах: Международная конференция 1993 г. М.1994.С.18.
В 1991 году распадается на части огромное государство СССР: ее союзные республики становятся самостоятельными государствами, а автономные образования внутри РСФСР приобретают статус республик, автономных округов и автономной области. Новая страна получила название Российская Федерация, а также получила по наследству от СССР такое административное деление, что, по большей части, субъектами страны стали национальные республики и автономные округа. Бывшие автономные области начали провозглашать себя республиками (кроме Еврейской автономной области) в составе Российской Федерации. Это явление было названо «парадом суверенитетов», с помощью которой новые республики старались добиться максимум свобод и в экономическом, и в политическом плане.
Принятая Конституция 1993 года утвердила федеративное устройство государства, хотя всего в начале века такие мыслители как П.И. Пестель, А.Ященко, А.А..Жилин, А. Д. Градовский, А.И. Ильин. и другие отрицали возможность федерации в России. Юсубов Э.С,Теория федерализма в России. Томск.1998.С.30. Действительно, предсказанная раздробленность страны, в случае ее деления по национальному признаку, стала угрозой для ее целостности. Чтобы предотвратить окончательный развал страны, в 1992 году был принят Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации.
В соответствии с Федеративным договором в Российской Федерации три типа субъектов Федерации: национально - государственные(республики), административно - территориальные (края, области, города федерального значения), автономные (автономные округа, автономная область). В соответствии с этим подписаны и три варианта Федеративного договора, хотя уже стало принятым употреблять единое название «Федеративный договор». Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Д. Опыты федерализма - М. 1994.С.224.
Согласно Договору, все субъекты Федерации являются равноправными, имеют одни и те же права и полномочия, а также несут равные обязанности в социальной, экономической и культурной областях (статья 3 пункт 1). Однако имеются и противоречия: республики, как субъекты Федерации, именуются в договоре суверенными и государствами, а края, области, города федерального значения (Москва и Санкт - Петербург), автономные образования не считаются ни суверенными, ни государствами. Как мы видим, республики получили широкие права: возможность иметь свою Конституцию, свою национально - государственную символику, возможность принимать свои законы, наличие парламента, Верховного Суда, Президента. Республики объявлялись «самостоятельные участниками международных и внешнеэкономических отношений», края, области, и автономии как участники только «связей». Земля и ее недра считались собственностью проживавшего на территории республики народа. Для населения краев, областей и автономий эта норма не предусматривалась. Федеративный Договор: Документы. Комментарий. М., 1992.С.10 -15., С.60 - 71.
В период суверенизации ряд российских республик включили в свои конституции положения, противоречащие Конституции РФ и Федеральному Договору. Среди сибирских автономий Тыва и Якутия закрепили за собой право приостанавливать действие законов и актов РФ, если они противоречат республиканским конституциям; Бурятия и Тыва - право на введение чрезвычайного положения без согласования с центром; Тыва - право объявлять на своей территории военное положение и применять решения по вопросам войны и мира; Тыва, Якутия, Алтай объявили природные ресурсы своих территорий республиканской собственностью; Республика Алтай обозначила республиканские приоритеты в вопросах охраны культурного и исторического наследия. В начале 2000 - х гг. конституционный конфликт был исчерпан; республиканские законодательства были приведены в соответствие с федеральным. Октябрьская И.В. Регионализм и федерализм. Российская практика и мировой опыт.// Проблемы этнического сепаратизма и регионализма в Центральной Азии и Сибири: история и современность. Материалы научной конференции 13-14 сентября 2004 года. Барнаул. 2004.С.129.
В 1990 - е годы к руководству национальными территориями приходят этнические элиты, которые пытаются установить свои правила. Так, например, в некоторых республиках наблюдается такое явление, как территориальный и экономический сепаратизм. Больше всего требований о предоставлении самостоятельности в распоряжении ресурсами и в сфере экономической политики выдвигались со стороны самодостаточных субъектов Федерации (субъектов - доноров). Например, якутская элита потребовала самостоятельности в регулировании таких вопросов, как собственность, формы хозяйствования, нормативы налоговой, ценовой и инвестиционной политики. В обосновании этих требований среди прочего называлось право коренных народов на ресурсы «исконной земли».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17