Рефераты. Алтайский этнос в системе российской государственности

В. В. Радлов считает необходимым разделить коренных жителей на «татар северного Алтая» (с выделением куманды, ку - кижи, туба) и «татар собственно Алтая» (алтай - кижи, чуй - кижи, телеуты). Радлов В. Этнографический обзор тюркских племен Южной Сибири и Джунгарии. - Томск. 1887. С.12 - 22.

Взгляды Г. Гельмерсена и В. Радлова подверг критике А. В. Адрианов. «Куманды и кузен, может быть, еще состоят в тесном родстве, хотя различаются несколько по языку, они носят косы (мужчины), признак, отличающий их от всех остальных соседних татар». Он отметил обычай их замужних женщин носить чегедек (традиционная одежда замужних женщин), такой же «какой носят алтайки, например, в системе р. Катуни». Тем самым, «кергеши и комноши гораздо ближе стоят к алтайцам, напоминая и их типом, чем к куманде и кузенам», - заключил он. Адрианов А. В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 году. СПб. 1885. С293 - 295.

Интересные антропологические и этнографические наблюдения имеются в работах Н.М. Ядринцева. Он писал, что алтайская народность имеет разнообразные типы, указывающие на конгломерат, собрание народностей, подчинившихся, когда-то сильному тюркскому влиянию, а монгольский тип, господствующий на юге Алтая, превращается на севере в «более чистый, почти европейский тип». Он отметил также «значительное разнообразие алтайской народности и в культурном отношении», и выступил против стереотипов «всех их считать кочевниками, а черневых татар какими - то дикими звероловствами». Хозяйство и быт алтайцев, по его мнению, представляет собой «пример соединения в своей жизни промыслов», т. е. скотоводства, земледелия, звероловства и кузнечного дела. Ядринцев Н.М. Заметки об алтайцах и черневых татарах . М. 2006. С.24-25.

Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб. С.28-29.

Проблеме происхождения алтайских племен уделили внимание Аристов Н. А. Вслед за Радловым В., он распределил их на две группы: собственно тюрков - алтайцев и телеутов; и на «отуреченных енисейцев и самоедов бассейна верхней Оби» (кумандинцы, челканцы, йыш - кижи / туба). Характеризуя эти группы, он отмечал, что «телеуты, телениты - чуйцы, один и тот же народ, тем более, что истинное имя этого народа, очевидно, есть теле… Тёлёсы имя племени особого от теле, надо полагать, что остаток от тюрков - тюкю, у которых …существовало два главных рода или племени телес и тардуш, правители которых всегда из ближайших родственников хана». А вторую группу племен Алтая, за исключением черневых татар (йыш - кижи), он практически отнес к потомкам древних тюрков. При интерпретации легенды о происхождении древних тюрков от обитавшего на севере Алтая племени со, и их последующем разделении на четыре ветви (лебедь «ку» и др.). Н. Аристов в качестве аргумента указал на наличие слова ку в названиях ку - кижи, куманды и на род со (солу) в составе кумандинцев. Аристов Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. 1896. Вып. 3-4. С.281 - 343.

В исследование алтайского языка большой вклад внес Н.А. Баскаков, выдвинувший идею о делении языка современных алтайцев на северный и южный диалекты. Он отметил, что «в языке северных алтайских племен сохранилось значительно больше черт древнетюркских языков, чем в южно - алтайских диалектах». Вместе с тем он подчеркивал, что «язык южных алтайцев, предки которых вместе с древними кыргызами находились в длительном общении с кыпчаками, приобрел кыпчакские черты, хотя и сохранил свою древнюю основу, общую с древнекыргызским языком. Последний по своему грамматическому строю и лексике сближается с древним огузским и древнеуйгурским языками». Баскаков Н.А. Алтайский язык: введение в изучение алтайского языка и его диалектов. М.1958. С.5-45.

Результаты предшествующих исследований продолжил, а затем и подвел итоги Л.П. Потапов. Один из основных из его выводов: « …В смешанном этническом субстрате северных алтайцев, куда входили самодийские, енисейские и угорские группы, несомненно, были и древние тюркские элементы, связанные с племенами объединений теле и тюкю». А по поводу происхождения южных алтайцев он утверждал: « Племена теле, явившиеся наиболее ранними историческими предками южных алтайцев, сохраняя свою этническую основу, частично смешивались с племенами древних тюрков - тюкю, с древними кыргызскими и кыпчакскими племенами в период с IX по XII века на территории между Иртышом и Енисеем…» Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. М. - Л.1969. С. 188 - 196.

Общую антропологическую характеристику этногенеза алтайцев дали исследователи Н.М. Ялбачева и Т.А. Стрельцова. Пои их мнению, различия алтайцев заключаются не только в культуре и быте, но и в антропологическом типе, свидетельствующее о различном этническом происхождении и различной истории культуры южных и северных алтайцев.

«Большие антропологические различия между южными и северными группами алтайцев не вызывают сомнения. Южные алтайцы относятся нашими антропологами, как и тувинцы, буряты, монголы, якуты к наиболее монголоидному, так называемому центрально - азиатскому и южно - сибирскому типам. У северных алтайцев монголоидность основных антропологических признаков выражена гораздо слабее, но у них наличествуют европеоидные признаки. Северные алтайцы относятся антропологически, вместе с рядом угорских и солоидийских народностей, к уральскому типу. Следовательно, северные алтайцы, особенно шорцы и кумандинцы, обнаруживают общность антропологического типа по измерительным и описательным признакам не с южными алтайцами, а с обскими уграми: хантами и манси». Ялбачева Н.М., Стрельцова Т.А. Генетический подход к происхождению коренных народов Республики Алтай.// Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006.С.172- 173.

Таким образом, видно, что вопрос об этногенезе алтайских племен очень запутан и обширен. Можно сделать вывод, что северные алтайцы - это смешение угорских, енисейских и самодийских групп, а также больше подвергались ассимиляции со стороны русского населения, поэтому у них больше представителей с европеоидными чертами. Южные алтайцы - смешение монгольских групп и по антропологическому типу имеют монголоидные черты.

Несмотря на это, все коренное население Республики Алтай идентифицирует себя как алтайцы и считает себя единым народом. Консолидация алтайских племен в единый народ началось в результате политики национального строительства советского правительства в 1920 -1930-е годы. Дьяконова В.П. Алтайцы. Горно - Алтайск. 2001. С.3-4. В советский период практически исчезает разделение алтайцев на южных и северных, но с конца 1980-х годов алтайцами, как и другими народами России, овладело стремление к возрождению своих традиционных культурных и духовных ценностей. Начинается процесс возрождения забытых традиций, обрядов, праздников: например, только с 1990-х гг. начинают проводить свадьбы сначала по алтайским традициям, а затем - по русским. В советское время алтайские традиции и обряды практически не использовались.

В условиях перехода к рыночным отношениям, углубления социально - экономического кризиса, во второй половине 1990 -х годов социальное положение населения резко ухудшилось. В законодательном и практическом плане не были выработаны эффективные меры по защите населения РА от неизбежных негативных факторов переходного периода. В очень сложном состоянии оказалось коренное население РА, особенно ее северных районов. На то были объективные причины. Прежде всего, «на рубеже XIX-XX веков алтайцы, как и некоторые другие народы не прошли этап капитализации, а следовательно не имели опыта жизнедеятельности (предпринимательства) в рыночных условиях. Большинство алтайского населения не вовлечено в процесс урбанизации, т. е. живет в сельской местности и сохраняет традиционные черты хозяйства и быта». Коренные этносы Горного Алтая (конец XIX - начало XX Iвв.). Горно-Алтайск. 2006. С.78 - 79.

По данным переписи 2002 года по Республике Алтай в Горно-Алтайске проживало 16,3% алтайцев. А по остальным коренным этносам - теленгитам, тубаларам и челканцам - данный показатель составил соответственно 3,7; 7,8 и 13,6%. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. По Республике Алтай: национальный состав населения. Горно-Алтайск.2005. - Т.2. С. 11-12.

Также в результате нерационального использования лесных угодий, был нанесен большой урон массивам хвойных лесов (особенно кедрач) и вытоптаны скотом горные пастбища. Это способствовало общему упадку хозяйства и ограничению источников жизнеобеспечения сельских жителей. Существенным фактором является миграция населения, особенно проявившееся в советское время. Приток населения существенно повлияли на нациноальный состав населения Горного Алтая. Например, удельный вес алтайцев (включая коренные этнические группы) среди всего населения снизился с 42,4% в 1926 г. До 24,2% в 1939 г. И на таком уровне оставался до 1959 г. Лишь в последующий период происходит постепенный рост их численности и удельного веса, достигшего в 2002 г. 33,4%.

Усилилось также дисперсное расселения коренного населения, особенно в северных районах (Турочакском, Чойчком, Майминском). У жителей северных районов были отчуждены для леспромхозов территории их традиционного природопользования (места охоты, сбора кедрового ореха). Наконец, «горбачевская перестройка» и развал СССР привел к разброду, шатаниям в умах и поступках людей. Социальная жизнь в республике в 1990 -х гг. характеризовалась острейшей борьбой политических группировок, разбросом идеологических установок, попытками разжигания межнациональной розни, ростом преступности, сменой нравственно - духовных, культурных ориентиров. Все эти явления оказали непосредственное влияние на этнические процессы среди коренной части населения РА.

В сложившихся условиях лидеры «северных алтайцев», т. е. этнических групп тубаларов, челканцев и кумандинцев предпринимают попытки самостоятельно решать свои насущные проблемы. Для координации усилий сначала создается объединение севреных алтайцев, затем оно преобразовывается в ассоциацию тубаларов и челканцев Турочакского и Чойского районов. Со временем был поставлен вопрос о признании их самостоятельными этносами и отнесении их к коренным малым народам России. Для подобной постановки вопроса прецеденты уже имелись. Так, в соседнем Алтайском крае существовала ассоциация кумандинцев, а в Кемеровской области - ассоциация телеутов. В средине 1990 - х гг. телеуты и кумандинцы получили официальный статус коренных малочисленных народов России. Это позволило им в первое время получать хоть какую - то материально - финансовую помощь со стороны федеральных органов власти. В принципе действия лидеров кумандинцев и тубаларов можно понять и найти им разумное объяснение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.