Рефераты. Алтайский этнос в системе российской государственности

Если лидеры северных алтайцев действовали открыто на протяжении нескольких лет, то неожиданностью для общественности стало сообщение в прессе о том, что согласно постановлению правительства РФ от 24 марта 2000 г. в перечень малочисленных коренных народов России включены и теленгиты. Коренные этносы Горного Алтая (конец XIX - начало XXI вв.). Горно-Алтайск. 2006. С. 78 - 80.

Таким образом, на этнические процессы в Горном Алтае оказывали влияния как объективные, так и субъективные мотивы. Самоопределение указанных этнических групп происходило на общем фоне эйфории свободы и «парада суверенитетов», охвативших территорию РФ в 1990-е годы.

Перепись населения 2002 г. Зафиксировала «старые» этнические группы алтайцев в новом качестве - как отдельных этносов. Об их численности по РА в целом и отдельно можно судить по таблице 1 (Приложение 4).

В настоящее время в критическом состоянии оказались языки (диалекты) тубаларов, кумандинцев и челканцев. Среди них удельный вес людей, владеющих языком своего этноса, не превышает соответственно 25,27 и 54%. Отрицательное влияние оказало также их дисперсное и смешанное проживание в Труочакском и Чойском районах, где они составляют меньшинство. У алтайцев и теленгитов доля лиц владеющих языком своего народа была заметно выше - соответственно 86,7 и 96,8%. Алтайцы и теленгиты составляют 73,5% населения Улаганского района и 42% населения Кош - Агачского района (где 55% казахи). В настоящее время актуальным остается проблема сохранения языка, традиционной культуры и улучшения условий коренных малочисленных этносов РА, как, впрочем, и всего алтайского народа.

Сотрудники института алтаистики г. Горно-Алтайска проделав немало исследований, пришли к выводу, что на общей волне социальных перемен второй половины 1980 -1990-х гг. вновь «просыпается» историческая память людей о своих этнических корнях и традиционной культуре, элементы которой реально сохранились. В сознании большинства коренных жителей Горного Алтая до сих пор устойчивы представления об их принадлежности к конкретной этнической группе и роду (сёоку). Основными критериями по которым происходит самоидентификация отдельного человека и их групп, являются язык, семейно - родственные, религиозные и другие традиции, знание своих ближайших предков, сёока, этнической группы, а также место проживания и окружающая социальная среда. Коренные этносы Горного Алтая (конец XIX - начало XXI вв.). Горно-Алтайск. 2006. С. 84 - 85.

Среди внутренних факторов следует отметить влияние семьи и родственников. Большую роль играют личные представления человека о своем народе: его культуре (традициях), истории, известных представителях народа. Заметное влияние оказывают и внешние факторы: местное сельское сообщество, общеобразовательная школа, средства массовой информации, лидеры общественных и религиозных объединений, а также официальная пропаганда. Большую роль играют такие общеобразовательные школы как республиканская национальная гимназия им. В.И. Плакаса, республиканский лицей, Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайский педагогический колледж и многие другие учреждения, из стен которых выходит современная алтайская интеллигенция, знающая свой язык, традиции и обычаи. Именно в этом современном поколении многие видят потенциал дальнейшего развития Республики Алтай как субъекта Российской Федерации.

2.3 Современная политическая ситуация в Республике Алтай

Республика Алтай является субъектом Российской Федерации. Как и вся Федерация, она является многонациональной территорией, хотя свое название берет от титульного этноса - алтайцев. Национальный состав республики весьма разнообразен, но в численности преобладают в ней русские, следующую ступень занимают алтайцы, а затем казахи. Как было сказано, по переписи 2002 года в республике проживает примерно 200 тыс. человек (60% - русские, 31% - алтайцы, 5,8 казахи, 3,2% - украинцы, белорусы, немцы, азербайджанцы, армяне, грузины, татары, корейцы и др.)

С распадом СССР и суверенизацией большинства союзных республик повсеместно создается жизненный «дискомфорт» на всем постсоветском пространстве, постепенно преобразовавшийся в межнациональные конфликты. Основной причиной их возникновения здесь стал накопившийся за многие десятилетия дефицит «самореализации» той или иной нации и все национальное стало восприниматься многими народами как нечто спасительное. Результатом чего стало обособление одного этноса от другого. Последнее породило неизбежные в этом случае межэтнические конфликты, устранение которых пошло за счет ущемления интересов одной из сторон. Народы СНГ накануне третьего тысячелетия: религии и перспективы. Т.3. СПб., 1996. С.156.

В Горном Алтае обособление этнических групп проявилось в результате повышения статуса «от автономной области до республики». Нынешний этап межнациональных отношений в Горном Алтае характеризуется, с одной стороны, ростом национального самосознания проживающих здесь этносов, а с другой - проявлением нежелательного межэтнического противоречия. Своеобразным барьером на пути его цивилизованного развития - и не только в Горном Алтае, но и во всей России, - стал так называемый «этноцентризм» - чувство извращенной этнической солидарности, основанной на безоговорочной принятии ценностей своего народа (языка, обычаев, традиций, материальной и духовной культуры) и в пренебрежительном, необъективном отношениям других наций. Модоров Н.С. Межнациональные, межэтнические и межконфессиональные процессы в Горном Алтае: состояние, проблемы, пути их устранения.// Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С.14 - 18.

Свою негативную роль в этом деле сыграл, как уже отмечались выше накопившийся за многие годы дефицит «самореализации нации и личности», приведший, к сожалению, к «нигилизму националов». Красочная палитра культур не всегда дает положительный результат. «Тесное взаимодействие культур» создает целый комплекс проблем, которые требуют своего незамедлительного решения. Рост населения в регионе привел к естественному расширению его национально - этнической структуры. Этот закономерный процесс создал для властей определенные проблемы: возникла необходимость обеспечения и защиты прав и интересов «титульного народа». Решить ее был призван федеральный закон « О возрождении малочисленных народов…»

В соответствии с ним, в их число попали и северные алтайцы - кумандинцы, челканцы, тубалары, а чуть позднее - явочным путем - и теленгиты. В стремлении «самореализоваться», возродить и в дальнейшем развивать свою национальную культуру, традиции, обычаи, и язык нет ничего предосудительного, ибо каждый этнос, подчеркнуто в законе, имеет «конституционное право на достойную жизнь». Но самое опасное в этом деле состоит в том, что обрести ее возрождающиеся народы намерены почему-то только путем «разбегания по родоплеменным квартирам». В нашем случае это не только нежелательный, но и опасный путь, ибо такое «разбегание» неизбежно приведет к ликвидации «алтайцев» как целостного, титулообразного этноса. Модоров Н.С. Межнациональные, межэтнические и межконфессиональные процессы в Горном Алтае: состояние, проблемы, пути их устранения.// Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С.14 - 18.

2 Казагачева З.С. Справедливости ради // Звезда Алтая.6 марта 2001.

Алтайские племена не затерялись в бушующем океане больших и малых этносов тюрко - монгольского мира. Удерживаться на поверхности, подчеркивала в свое время З.С. Казагачева, им помогли взаимная поддержка друг друга в трудную минуту.

1990 -е годы в России ситуация складывалась таким образом, что любой малый народ пытался всячески обозначить себя как отдельный этнос путем создания какой - либо государственности или организации.

Выделение северных алтайцев в отдельные народы возможно не случайно. В советское время многие этнические группы были консолидированы в один народ, такая попытка была предпринята применительно и к алтайским народам. Антропологические, культурные и языковые различия между северными и южными алтайцами заставляются задуматься над тем, правильно ли кумандинцев, тубаларов и челканцев относят к алтайскому народу. Следует учесть и тот факт, что основная масса челканцев, тубаларов и кумандинцев проживает вне территории Республики Алтай, а именно - в Кемеровской области и в Алтайском крае. Вероятно, северных алтайцев следовало бы выделить в отдельные народы и не относить их к алтайцам только потому, что они проживают на территории Горного Алтая. Можно предположить, что кумандинцы, челканцы и тубалары никогда не были алтайскими племенами, и представляют собой отдельные народы со схожей с ними культурой, как тувинцы и хакасы.

Также к вопросу ассимиляции северных алтайцев можно подойти и с другой стороны: возможно ассимиляция кумандинцев, челканцев и тубаларов происходила с двух сторон - со стороны собственно алтайцев и со стороны русского народа. Самовыделение этих этнических групп можно рассматривать как попытки сохранить свой народ и свою самобытность.

Таким образом, 1990 -е годы, в период безграничной свободы действий и свободы слова, у северных алтайцев появилась возможность обособиться от алтайцев в отдельные народы, чем они воспользовались при первой же возможности. Этот факт говорит о том, что усиленная консолидация алтайского народа, навязанная советскими властями распалась на множество частей, как только это стало возможно. Итак, действительно к алтайским народам следует отнести Алтай- кижи и теленгитов. Теленгиты в 2000 г. также были выделены в малый коренной народ, которых следует отметить как одной из основных частей алтайского этноса, т.к. здесь присутствует как языковая, так и культурная идентичность с малой долей разницы.

Но не только этносы пытались самоорганизоваться, но и начали свое движение конфессиональные организации. Поиск алтайцами своей конфессиональной принадлежности можно назвать одним из этапов этнокультурного «ренессанса». Дискуссии по этой проблеме среди алтайской и русской политической и культурных элит начались с конца 80-х годов, которые, конечно не могли не оказать влияние на развитие массового сознания этносов. Поэтому религиозные изыскания для них и для современных алтайцев, в частности явились закономерным продолжением собственной самоидентификации.

В конце мая 1991 г. была организована первая религиозная алтайская община «Ак - бурхан», лидером которой стал известный в регионе журналист А. Санашкин По его словам, вышеназванная община - это не общественно - политическая организация, и потому она не преследует политических целей. Главной ее задачей является религиозная идентификация алтайского этноса, стремление возродить и показать возвращение к духовным истокам и национально - религиозным особенностям. Иначе говоря, эта религиозная община, созданная национально мыслящей интеллигенцией, поставила перед собой задачу исследовать исторические корни религиозных воззрений алтайцев, для чего установила связь с буддийским центром в Бурятии. По ее инициативе членам общины и ее сторонниками было совершено паломничество к подножию Белухи - символу Алтая. Фетисов А.С. Религиозная ситуация в Горном Алтае в 1991 -2005 гг.// Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006. С. 255 -256.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.