Рефераты. Западноевропейский вариант средневекового общественного устройства

Условия для появления капитализма

Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других цивилизациях были возможности для появления капитализма, например в Китае, и особенно в Японии. Хотя наука еще не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можно выделить некоторые особые черты западноев-ропейского варианта цивилизационного развития, ко-торые открывали путь для «европейского чуда». Западная Европа была прямой наследницей гре-ко-римского мира, мира с необычно высоким для древ-ности уровнем развития товарно-денежных отноше-ний, с правом на нерегламентированную собствен-ность, с ориентацией на активную созидательную личность. Становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, кото-рый отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государства, формировалась прослойка людей, рас-полагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии. Оформление активных, отстаивающих свои пра-ва сословий заставило государство пойти на сотруд-ничество с ними. Возможности давления на общест-во, на экономические процессы, естественно, остава-лись (и использовались), но все-таки были ограни-чены. Важна была и позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Уже с XIII в. она смягчает свои доктрины по поводу тех заня-тий, которые традиционно считались «нечисты-ми». Осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложения. Это вело к то-му, что торговля в общественном сознании посте-пенно получала «права гражданства», а после Ре-формации стала считаться весьма достойным заня-тием.

Глава 7. В поисках новой личности: Ренессанс и реформация

В XV-XVI вв. два явления в культуре - Ренес-санс и Реформация - произвели своего рода револю-цию в духовной жизни Западной Европы. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс - это воз-рождение античного наследия, мирского начала. Ре-формация явилась обновлением церкви и сопровожда-лась всплеском глубоких религиозных чувств. Тем не менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали но-вый взгляд на человеческую личность.

Ренессанс: победы и трагедии индивидуализма

Культура Ренессанса зародилась в Италии во вто-рой половине XIV в. и продолжала развиваться на про-тяжении XV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Само название «средние ве-ка» появилось именно тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и по-клонения. Возврат к античности, реанимация ее идеалов про-явились в самых разных сферах: в философии, литера-туре, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием не-многих, но постепенно новые идеи, пусть в упрощен-ном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения - это появление гуманизма в философии. Ранние гума-нисты: поэт и философ Ф. Петрарка (1304-1374), пи-сатель Дж. Боккаччо (1313-1375) - хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому, прежде всего, пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении ан-тичной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы цен-ностей. В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетиче-ская мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследо-ванное от греков и римлян. Таким образом, устраня-лось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху, прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела, плотской любви. Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового ис-кусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Человек с его земными страстями и желаниями по-явился и в литературе. Запретная прежде тема плот-ской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавля-ло духовного. Как и философы, писатели старались со-здать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом «Декамероне» Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах череду-ются с трагическими рассказами о безответной или са-моотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвя-щенных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до не-бесной гармонии. Рисуя идеал человеческой личности, деятели Воз-рождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Балла (1407-1457) и Л. Альберти (1404-1472) считали накопленные знания, кото-рые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было нераз-рывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе.

Благородство - словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они ни были.

Из «Книги о благородстве» Поджо Браччолини, итальянского гуманиста, XV в.

Наступала эпоха стихийного и буйного самоут-верждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчи-няющей индивида целому. Это было время титаниз-ма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художни-ка, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека. Однако титанизм имел и свою обратную сторону, приводя не только к добру, но и ко злу. Эпоха Возрож-дения славилась и зловещими, тоже титаническими фигурами, такими, как Цезарь Борджиа или Лоренцо Медичи. С Лоренцо Медичи, представителем знатного флорентийского семейства, был связан расцвет искус-ства во Флоренции в XV в. Однако этот образованный утонченный покровитель прекрасного, казалось бы, воплотивший в себе идеал личности эпохи, не пренеб-регал интригами, а в борьбе с противниками использо-вал яд и кинжал. Сын папы римского Цезарь Борджиа был известен зверскими преступлениями. Стихийный безудержный индивидуализм имел свои издержки. Он порождал проблему личного выбора между добром и злом. Бремя индивидуальной свободы постепенно стало порождать трагическое отношение к жизни, которое особенно ярко проявилось в XVI в. - в эпоху позднего Возрождения. Не случайно в пьесах великого английского драматурга У. Шекспира (1564-1616) человек часто изображен и героически, и трагически. Таков Гамлет, в котором титанизм ума совмещается со слабостью, с ощущением своих ограни-ченных возможностей перед лицом окружающего ми-ра, полного злобы и страстей. Появился в его произве-дениях и другой тип индивидуалиста - эгоиста, рву-щегося к власти и встающего над моралью (Макбет). Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

Реформация: границы индивидуализма

Родиной реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католи-ческой церковью. Реформация быстро распространи-лась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное дви-жение средневековья. Своих новых теоретиков Рефор-мация обрела в Швейцарии, где возник второй пос-ле Германии крупнейший ее центр. Там окончатель-но оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509-1564), которого прозвали «женевским папой». Реформация разрушала представления о незыбле-мой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобща-ют человека к благодати, а личная вера. Единствен-ным авторитетным источником для христианина является Писание, а не декреты пап. Требуя реформи-ровать церковь, М. Лютер доказывал, что нужно секу-ляризовать церковное имущество, распустить мона-шеские ордена, а в монастырях разместить школы и больницы. Лозунг «дешевой церкви» был очень попу-лярен, но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее инди-видуальном общении с Богом. Лишенный посредниче-ства церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности. Кальвин учил, что знак Божественного благоволе-ния к человеку раскрывается в его практической де-ятельности: успех или неуспех - критерий, позво-ляющий понять, проклятие или благодать лежит на человеке. Трудовая этика Реформации освящала практицизм, предпринимательство.

Результатом Реформации... было, прежде всего, то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно выросли.

М. Вебер. Протестантская этика

И Реформация, и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным воле-вым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла ин-дивидуализм, но вводила его в строгие рамки мора-ли, основанной на религиозных ценностях. Реформация оказала огромное влияние на массо-вое сознание европейцев. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, ре-формированные церкви - англиканская, лютеран-ская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической. Нередко утверждение новых религи-озных идеалов влекло за собой кровопролитные гражданско-религиозные войны, такие как война протес-тантских князей с католическим лагерем во главе с императором Германии, война католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции.

Заключение

Средние века - важнейшая ступень в развитии западноевропейской цивилизации. В эту эпоху сло-жились и стали развиваться те особые черты, кото-рые выделили Европу среди других цивилизаций и одновременно повлияли (и продолжают влиять) на мировую цивилизацию в целом. Уже в средние века были заложены основы совре-менной европейской демократии, стали складываться представления о правах и ценности человеческой лич-ности.

На исходе средневековья в Европе в наиболее чис-той своей форме зародился новый тип социально-эко-номических отношений - капитализм. Вместе с тем в истории средневековой Европы есть немало мрачных страниц. Установление прогрессив-ных буржуазных отношений шло рука об руку с ата-вистической работорговлей. С XVI по XIX в. было об-ращено в рабство и вывезено с Африканского конти-нента около 10 млн. негров. Только в XIX в. во многих европейских странах был принят закон о запрете тор-говли рабами. Рост промышленности привел к обеззе-меливанию и разорению крестьянства. В Европе рано появились идеи гуманизма, но это не мешало инк-визиции и в XVII в. сжигать еретиков и «ведьм». Реформация дала Европе новый тип личности и новую систему ценностей, но еще одним ее результатом были Варфоломеевская ночь, жестокие религиозные войны. Очевидно, главное достижение Европы средневеко-вой и приближающейся к новому времени - это дина-мизм, мобильность, быстрая приспособляемость циви-лизации к меняющимся историческим условиям, уме-ние использовать собственные достижения.

Список литературы:

1. В. М. Хачатурян. История мировых цивилизаций, уч., Москва 2001г.

2. Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М. - Л., 1964г.

3. Энгельс Ф., Франкский период, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19.

4. Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21.

5. Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв., М., 1956г.

6. Корсунский А. Р., Образование раннефеодального государства в Западной Европе, М., 1963г.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.